Естественная познавательная деятельность - это состояние активного познания, когда ребенку присуща неистребимая потребность выяснения нового и радость открытия
В стрессовых же условиях на процесс познания может негативно действовать «охранный» рефлекс, приводящий все тело в максимально сокращенное, «стянутое» состояние. В этом состоянии главным образом функционируют задние отделы головного мозга, включаются механизмы выживания, которые не дают возможность информации перейти в передние отделы мозга для последующей обработки в причинно-обусловливающих центрах мозга. Так, «включение» «охранного» рефлекса в любой новой стрессовой ситуации вызывает сужение поля внимания и ограничение познавательных действий, ведет к большему сосредоточению на стрессовом факторе, и как следствие - ребенок не может полноценно принять и усвоить познаваемый материал. Влияние этого рефлекса настолько сильно, что задействует целую систему иных охранно-действующих рефлексов. В частности, подключаются тонические асимметрический и симметрический рефлексы шеи, которые тормозят функционирование навыков слушания, работу долговременной памяти и речевую деятельность.
Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе учения является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучениякак ребенка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.
Первый тип- это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами) - как то, например, происходит при работе: глаз при чтении, письме, рисовании; органов слуха; рук в процессе выполнения какого-либо действия и прочее. Эти движения лучше, чем другие, интегрируют мысль и движение (П. Деннисон). Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая более оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Важно заметить, что этот механизм задан в ребенке от природы.
Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведет к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также стресса. Этот тип движений включает в себя движения и навыки «первого этапа» учения - этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий. Однако, довольно часто механизм «разъединения мысли и движения» мы используем в ситуации действия со знакомой информацией. Так, например, дети (и взрослые в том числе!) затрудняются использовать знания в реальном практическом действии, несмотря на «отработку» того и другого. У них нередко возникают трудности (стрессы) при записи или комментировании вслух решения примеров, задач по математике и упражнений по русскому языку (страдает письменное или речевое сопровождение). Взрослые также часто прекращают движение, когда надо подумать, несмотря на автоматизацию выполняемых действий.
Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, составляющих основу познавательной и иной деятельности. Механизм «разъединения мысли и движения» (как основа второго типа движений) необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения». К сожалению, как мы отметили выше, в практике обучения, ориентированного на обездвиженность и линейную абстрактную логику, дети и взрослые «забывают» о природных возможностях формирования навыков и в своем учении «обращаются» преимущественно к механизму «разъединения мысли и движения».
В процессе создания книги авторами был поставлен принципиально важный вопрос о том, как
лучше учиться: используя возможности мозга, блокированного стрессами, или же мозга интегрированного, который работает на ресурсах естественных механизмов? Исследования привели авторов к созданию целостной Программы по использованию различных движений тела. В своей книге «Гимнастика Мозга» они представляют апробированные упражнения, направленные на оживление механизма «интеграции мысли и движения». Эти упражнения также снимают стрессовый эффект многих рефлексов - в частности, таких, как: «охранного рефлекса», тонических асимметричного и симметричного шейных рефлексов, рефлексов центрации, заземления, гравитации, походки. Так, в состоянии стресса асимметричный рефлекс может влиять на слушание, запоминание и воспроизведение, а рефлекс походки - тормозить принятие и обработку информации и пр. При этом авторы акцентируют внимание на способности самого ребенка создавать себе внутренние условия для легкого, радостного учения и творческой самореализации, призывая его к самостоятельному выполнению упражнений.
Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, что подтверждено проведенными в разных странах исследованиями, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения».
Упражнения Гимнастики Мозга направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр.
Каждое из упражнений, благодаря их естественности, выполняется легко и вызывает ощущение удовольствия от физических движений.