Формирование у детей отношения к природе в процессе наблюдения
Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, создает необходимость частой организации наблюдений. Каждый раз педагог продумывает форму, содержание, приемы проведения наблюдения. Общая педагогическая цель взрослого при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Таким образом, наблюдение как целостный педагогический процесс становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При такой схеме совместной интеллектуальной деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируются круг конкретных экологических знаний об объектах наблюдения и отношение к ним.
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, —
это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.
Прежде всего развивается познавательный интерес — у детей возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Воспитатель, организуя наблюдения в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний. Стойкое познавательное отношение формируется также благодаря тому, что взрослый демонстрирует причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания, предлагает детям отвечать на вопросы: Как? Почему? Зачем?
Например: «Как птица летает?», «Зачем ей хвост?», «Почему у нее на теле перья короткие, а на хвосте и крыльях длинные?» и т. д.
На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, если только оно сопряжено с действием. Важно подчеркнуть, что знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно-правильное понимание того, что происходит, почему надо (или, наоборот, не надо) делать что-либо.
Еще один аспект отношения к природе рождается в процессе наблюдений — эстетический. Этому способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей – формы, окраски, пропорций, размера. Все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют морфофункциональную красоту — красоту строения и всевозможных проявлений. При этом красота растений и животных различна, имеет свою ярко выраженную, в том числе и видовую, специфику. Красиво любое цветущее растение: сочетание зелени и ярких цветов создают привлекательную композицию из разных по форме листьев, стеблей и цветов, из разных оттенков их окраски, ажурности, создаваемой светотенью. Красота композиции дополняется ароматом растения, нежной тонкостью листьев и лепестков, общей прелестью особой формы жизни. Красота животных чаще всего проистекает от сочетания интересных особенностей строения и движений. Дети особенно чувствительны к динамическим проявлениям, поэтому с ними следует чаще наблюдать, как летают разные птицы, как порхают бабочки, как виртуозны в разных способах передвижения обычные мухи. Красота в животном мире есть повсюду: у идущей вперевалку вороны и стрекочущей на заборе сороки, медленно плавающего в аквариуме вуалехвоста и бегущего по дорожке ежа. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если воспитатель обращает на это внимание детей.
В любой цикл, ближе к его концу, следует включать наблюдения, специально посвященные восприятию красоты. Дети должны увидеть гармонию формы, цвета, линий и их функциональность у каждого животного, растения, которое они рассматривают. Наблюдения целесообразно сочетать с изобразительно деятельностью — предлагать детям делать зарисовки возле аквариума, окна, из которого открывается красивый пейзаж.
Отношение к природе рождается не только от содержания наблюдений, оно возникает, когда воспитатель творчески относится к приемам его осуществления. Как и любой педагогический метод, оно реализуется через конкретные приемы. От их разнооб-
разия, вариативности, сочетания в большей степени зависят эмоции детей и появляющееся отношение к природе. К примеру, наблюдения за погодой, которые осуществляются ежедневно одну неделю в месяц (в соответствии с недельной методикой ознакомления детей с сезонами), могут быть скучными (особенно в пасмурную погоду) и не рождать у дошкольников никакого отношения к природе, если воспитатель не позаботится о разнообразии приемов, об их изменении день за днем в течение недели.
Можно использовать, например, такую последовательность приемов.
Понедельник — наблюдения только начинаются после трехнедельного перерыва, поэтому основной прием — это вопросы воспитателя к детям (Какого цвета небо? Что на нем есть? И т.д.).
Вторник — дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приема может использовать сравнение («Дети, посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое? Оно такого же цвета или другого?»).
Среда — воспитатель, чтобы детям было интересно уже третий день подряд наблюдать за погодой, использует игровые приемы: выносит на улицу куклу, мишку, любого персонажа, любимого детьми, предлагает рассказать ему о погоде (по той же схеме). Для определения того, есть ли ветер, использует разные предметы (ленточки, ветряки), игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Может включить загадки-описания, короткие стихи.
Четверг — воспитатель меняет тактику: в присутствии всех детей на прогулке дает поручение двум-трем из них самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, контролируют и корректируют его.
Пятница — воспитатель может «случайно забыть» о наблюдении погоды, «вспомнив» об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: «Дети, мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня была погода?» Прием рассчитан на то, что наблюдения в течение четырех предшествующих дней повысили самостоятельность детей и они смогли сами заметить погодные явления.
Суббота и воскресенье — старшим дошкольникам дается домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник рассказать о ней, последний раз отметить ее в календаре природы.
Таким образом, наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей; оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие: Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.
Контрольные вопросы
1.Что можно познать с помощью наблюдений в природе? В каких случаях наблюдения носят экологический характер, а в каких нет?
2. Что такое содержательный подход к наблюдению? Почему важно каждый раз определять содержание наблюдения?
3. Что такое циклы наблюдений за объектами природы? Как они создаются? Что дает в воспитательно-образовательном отношении циклическая форма организации наблюдений?
4. Что такое недельная методика ознакомления детей с сезонными явлениями природы? Как она осуществляется в работе с детьми разных возрастов?
5. Как осуществляются наблюдения за ростом и развитием растений и животных? Что такое динамическое представление о природе?
6. Каким образом метод наблюдения развивает в дошкольниках отношение к природе? Что важнее для развития отношения: содержание наблюдений или форма их организации, приемы, которыми они осуществляются?
Задание
Разработайте два цикла наблюдений — за березой на участке детского сада и за воробьями, которых можно видеть и на территории учреждения, и в других местах.