Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности

Вклад в разработку теоретических и методологических основ внесли Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И. С. Якиманская, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова.

Под личностно-ориентировочным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Понятия:

1. индивидуальность- неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающих их от других индивидов и человеческих общностей.

2. личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

3. самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

4. самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

5. субъект – индивид или группа, обладающая осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

6. субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

7. Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

8. выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

9. педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, жизненным и профессиональным самообладанием.

Принципы:

· пр. самоактуализации

· пр. индивидуальности

· пр. субъектности

· пр. выбора

· пр. творчества и успеха

· пр. доверия и поддержки.

Методы:

· диалог

· рефлексивные

· педагогическая поддержка

· диагностические

· сознание ситуации выбора и успеха.

4.Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка

Исходные положения сформулированы К. Д. Ушинским. В России развитие получили в начале 90-х годов XX века усилиями В. С. Шубинского, А. В. Валицкой, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикотолл.

Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с сознанием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.

Понятия:

· Человек

· Воспитание

· Человеческое бытие

Принципы:

1. антропологический – предписывает рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной, базовой категории.

2. онтологический – рассматривает воспитание как модуса бытия человека, различных способов бытия субъектов воспитательного процесса.

3. принцип диалогизма – обеспечивающий субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно-смысловое равенство.

4. принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достигнутого условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации.

5. принцип креативности предписывает использование только тех средств, методов и форм воспитания, которые создадут условия для творческой самореализации воспитанника.

Методы:

В ситуации непрерывного понимания, взаимопонимания и диалога сама жизнь воспитателя как понимающее бытие обращается в тотальный, всеохватывающий метод воспитания. Методы воспитания предстают как способы со-бытия воспитателя и воспитанника, в процессе которого происходит со-трансформация – одновременное взаимное изменение субъектов воспитательного процесса.

Наши рекомендации