Приемы и методы изучения семьи школьника
В помощь начинающим классным руководителям
Содержание
Документация классного руководителя
• План-сетка
• План работы по разделам
• Содержание тетради классного руководителя
Приемы и методы изучения семьи школьника
Памятка классному руководителю при подготовке к посещению учащихся
План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника
Программа беседы с родителями по изучению школьников
Карточка семьи
План беседы по изучению взаимоотношений в семье
8. План беседы по изучению воспитательных
возможностей семьи
ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
План-сетка
В план-сетку в течение четверти можно постоянно вписывать возникающие дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями и т. п.
В план не следует вносить учительские дела, совещания, не связанные с классным руководством.
Совет!
Общешкольные дела выделить одним цветом (красный), дела класса – другим (синий), а всю остальную повседневную работу – черным.
План работы по разделам
I. Введение. Характеристика класса. Задачи. При необходимости и по возможности определение детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе.
II. Содержание деятельности классного руководителя, направленной на решение поставленных задач:
1. Работа с учителями, преподающими в классе.
2. Работа с родителями.
3. Индивидуальная работа с учениками.
4. Классные часы и собрания.
5. Дела класса.
6. Участие в школьных делах.
III. Краткие итоги работы. Задачи на следующий год (каждый раздел плана пишется с новой страницы и, 1–2 страницы между разделами пропускаются для дополнений в течение года).
IV. Тетрадь классного руководителя.
V. Заметки об учениках и работе с ними.
Содержание тетради классного руководителя*
1.Список учащихся класса с телефонами, цепочка для срочного оповещения.
2.Сведения об учащихся и их родителях.
3.Сведения о здоровье учащихся.
4.Сведения о занятиях учащихся во внеурочное время (факультативы, кружки, дополнительные занятия, консультации, другие школы, студии, секции, занятия с нешкольными преподавателями).
5.Сведения о занятости учащихся во внеурочное время по дням недели на различных занятиях (сведения очень нужны при составлении графика дежурств, выборе времени для общеклассных дел и т. п.).
6.Сведения о питании.
7.Сведения об участии ученика в классных и школьных делах.
8.Сведения о подготовке учащихся к общешкольным делам, требующим серьезной подготовки.
9.Сведения об участии учеников класса в дежурстве по классу, по школе, в генеральных уборках.
10. Оценки по четвертям.
11. Работа с родителями.
12. Работа с учителями, работающими в классе.
13. Посещение уроков в своем классе.
14. Характеристика класса в том случае, если нет отдельного плана работы классного руководителя.
15. Задачи на год.
16. Планы работы по четвертям (могут прилагаться).
17. Заметки по индивидуальной работе с учащимися.
18. Рабочие записи.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА
Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителей, учеников и их семей.
Это помогает классному руководителю совместно с родителями выработать своеобразную программу воспитания каждого ученика, сделать родителей своими союзниками.
Комплекс приемов и методов:
– наблюдение за поведением и учебой детей;
– наблюдение за воспитательной, общественной деятельностью родителей;
– посещение семей;
– индивидуальные беседы с родителями;
– консультации для родителей;
– вовлечение родителей в общественную работу;
– учет сведений, полученных от родительской общественности;
– интервью;
– анкетирование;
– сочинения учащихся.
ПАМЯТКА