Тема II Система форм и методов воспитания(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема методов воспитания, выбор методов, приемов, средств воспитания.
2. Современные подходы к классификации методов воспитания.
3. Формы воспитания: воспитательное дело, мероприятие, игра.
4. Классификации воспитательных мероприятий.
5. КТД: цель, стадии подготовки, формы, результаты.
Задания к семинару:
1. Выделите основания различных подходов к классификации (не менее 3-х). Заполните таблицу:
Основание классификации | Методы (группы методов) | Источник информации |
1. | ||
2. | ||
3. |
2. Рассмотрите и проанализируйте ряд понятия «метод воспитания». Заполните таблицу.
Определение понятия «метод воспитания» | На чем сделан акцент | Что общего | В чем различие |
«...Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий» (Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993) | |||
«...Способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств» (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000) | |||
«...Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение задач воспитания» (Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988) | |||
«...Общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации деятельности, отношений, общения...» (Щукина Г.И. Педагогика. - М., 1986) |
3. Проведите сравнительный анализ авторских подходов к классификации методов воспитания (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.; Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.; Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. - М., 2000.; Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2002.):
Тема III. Проблемы коллективного воспитания в современной школе (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие коллектива и его признаки. Воспитательная функция коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания.
2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И. П. Иванов, А.Н. Лутошкин, Л. И. Новикова).
3. Основные типы ученических коллективов: общешкольный и первичный коллективы, их взаимосвязь.
4. Органы самоуправления коллектива, их функции и условия эффективной деятельности. Актив коллектива, методика его обучения и воспитания.
5. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова).
6. Система перспективных линий. Традиции коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.
Задания к семинару:
1. Установите, в чем состоит диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Напишите педагогическое эссе.
2. Создайте эмблему коллектива на каждом этапе его развития, защитив свою идею.
3. Подготовьте материалы для проведения деловой игры «Дебат-клуб» по темам: «Коллектив в современной школе: за и против», «Ученический коллектив как среда и условие развития личности».
4. Разработайте и проанализируйте модель развития самоуправления в ученическом коллективе.
Тема IV. Основные направления современного воспитательного процесса (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность понятия «содержание воспитания».
2. Воспитательные системы и технологии.
3. Характерные признаки гуманистических воспитательных систем: Педагогическая теория и воспитательная система В.А. Сухомлинского, Воспитательная система И.П. Иванова, воспитательная система В.А. Караковского.
4. Концепции воспитания Л.И. Новиковой, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой.
Задания к семинару:
1. Раскройте специфику воспитательного процесса на разных исторических этапах развития.
2. Подготовьте аннотацию статьи о проблемах современного воспитания в педагогике, периодике. Дайджест современных направлений воспитатния оформите в виде презентации.