Составление предложений по сюжетным картинкам.
Цели. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания.
Оборудование. Сюжетные картинки «Летние игры» (рис. 47), наборное полотно.
Описание. Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает показать, кто делает куличик, кто купает куклу, кто пускает кораблик, кто нагружает машину. После этого отрабатываются диалоги:
— Кто это? (Оля.)
— Что делает? (Куличик.)
— Кто это? (Аня.)
— Что делает? (Купает куклу.) И т. п.
Затем логопед предлагает ребятам выбрать по одной картинке и сказать, кто на ней нарисован и чем он занимается: «Оля делает куличик. Аня купает куклу».
2. УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИКИ».
Цели. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длительной воздушной струи.
Оборудование. Большой таз или надувной бассейн с водой, кораблики.
Описание. Логопед помещает таз на возвышение, чтобы вода была на одном уровне с губами детей, показывает, как следует набрать воздух, сделав глубокий вдох, не поднимая плеч, как нужно дуть на кораблик, не раздувая щек. Упражнение выполняется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения. Дети дуют на кораблики, логопед осуществляет контроль.
3. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЛИВАЛЬНАЯ МАШИНА» (повторение, см. с. 99).
Вторник
1.УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРЕМ КОРАБЛИКИ».
Цели. Развитие оптико-пространственной функции, развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, обучение составлению изображения предмета по образцу из разновеликих палочек.
4-я неделя мая.
Оборудование. Наборы разновеликих палочек по количеству детей.
Описание. Логопед напоминает детям, как плавали кораблики, и предлагает собрать кораблики из палочек. Логопед показывает образец и предлагает детям сделать точно такие же кораблики.
2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОДУВАНЧИК» (повторение, см. с. 102).
3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.
Цели. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи.
Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (рис. 48).
Описание. Логопед демонстрирует детям картинку и предлагает показать, кто строит дом, кто купается, кто играет в мяч. После этого отрабатываются диалоги:
— Кто это? (Вова.)
— Что делает? (Строит дом.)
— Кто это? (Катя/)
— Что делает? (Купается.) И т. п.
Затем логопед предлагает детям сказать, кто что делает: «Вова строит дом. Катя купается. Дети играют в мяч.»
Четверг
1.УПРАЖНЕНИЕ «ОБЛАКА».
Цели. Развитие зрительного внимания, наблюдательности, творческого воображения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длительной плавной воздушной струи.
Оборудование. Комочки ваты.
Описание. Логопед предлагает детям понаблюдать за облаками, обратить внимание на то, какие они белые, пушистые, на кого они похожи. Потом показывает, какие маленькие ватные «облачка» есть у него, и предлагает ребятам подуть на «облачка», чтобы они полетели. Логопед показывает, как нужно правильно дуть. Обращает внимание детей на то, что стоять надо прямо, руку с «облачком» держать на уровне губ, при вдохе не поднимать плечи, а при выдохе не раздувать щеки. Дети дуют «на облачка», логопед осуществляет контроль. Упражнение выполняется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения.
2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОНЬ» (повторение, см. с. 82).
3. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛЕТО».
Цели. Заучивание небольшого стихотворения с опорой на сюжетную картинку.
Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (см. рис. 48). Описание. Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картинку и читает детям стихотворение:
Лето! Лето! Скоро лето. Что такое лето? Это Солнце, отдых и всегда В речке теплая вода.
Логопед объясняет ребятам, что дети купаются, потому что наступило лето и стало тепло. Стихотворение заучивается по одной строчке, которую сначала произносит логопед, потом все хором, потом — по одному. Так же повторяется и все стихотворение.
Пятница
1. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ».
Цели. Развитие творческого воображения, выразительности и координации движений.
Описание. Логопед предлагает детям «превратиться» в полевые цветы, представить, что туловище — это стебель, голова — цветок, руки — листья. Выясняет, кто в какой цветок «превратился», а потом предлагает детям показать, как цветы растут, тянутся к солнышку, наклоняются от ветра, шевелят листиками, когда на них капает дождик, и т. п.
2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙКА» (повторение, см. с. 90).
3. РАБОТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.
Цели. Формирование грамматического строя речи. Образование формы родительного падежа существительных со значением отсутствия.
Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (см. рис. 48), наборное полотно.
Описание. Логопед помещает на наборное полотно уже знакомую детям картинку и обращает их внимание на то, какие игрушки у ребят на картинке (мяч, круг). Далее логопед задает вопросы, а дети отвечают на них:
— Чего нет у Вовы? (Показывает на мальчика, который строит дом). (Нет мяча, нет круга.)
— Чего нет у Кати? (Показывает на девочку, которая купается). (Нет мяча.)
— Чего нет у детей? (Показывает на детей, которые играют в мяч). (Нет круга.)
ПРИЛОЖЕНИЕ