Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала. Монтаж - единственный родовой метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.
Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул - это побудительная причина действия. Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.
Раскрывая принципы художественного монтажа, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу.
Один из наиболее распространенных приемов художественного монтажа - контрастность. Он основан на сближении, столкновении противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Применение этого приема позволяет ярче выявить конфликт как основу драматургии.
В отличие от драматического произведения в сценарии культурно-досуговой программы сюжет ослаблен, в нем нет драматических столкновений характеров. В самом деле, в праздничной программе в силу ее специфики - документальности - вряд ли стоит вывести на сцену антиподов, нарушителей дисциплины или бюрократов. Тогда как в театральной пьесе драматургу это удается изобразить через художественные образы. Однако это не означает, что в праздничном представлении не должно быть конфликтных ситуаций. Здесь конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов сценария, сочетании и построении эпизодов программы, отражающих в своем единстве моменты истории и сегодняшнего дня.
Другим широко используемым приемом монтажа является параллельный, когда эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. Иначе говоря, в ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом достигается параллельное действие.
Например, в театрализованном вечере "Этих дней не смолкнет слава", посвященном Празднику Победы, были два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах Великой Отечественной войны, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу. Параллельный монтаж позволил ярко показать, как наш народ в едином порыве, в общем титаническом усилии, разделяя горе и радость, ковал победу.
Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители.
Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д.
В качестве приема, активизирующего аудиторию культурно-досуговых программ, специалисты используют и так называемую подсадку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько активистов или участников художественной самодеятельности, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.
В переходный период реформирования общества все более популярными становятся циклы вечеров "Мое и наше", на которых поднимаются важные вопросы, волнующие людей: отношение человека к труду, материальные и энергетические ресурсы и т.д. Это могут быть вечера "Слово об общественном и личном", " Человек и вещи", "Быть или казаться". На заключительном вечере "Давайте посчитаем" можно сопоставить положение семьи нового класса бизнесменов, предпринимателей и семьи простого человека, обратить внимание на правильную организацию семейного бюджета.
Содержание этих культурно-досуговых программ может быть тесно связано с конституционными правами и обязанностями граждан в виде дискуссий, откровенной полемики. Активизировать аудиторию помогут участники художественной самодеятельности, исполняющие роль "подсадки".
Возможен и другой путь активизации аудитории в виде “переклички”, которая с успехом применяется на вечерах-встречах "Уральские вечерницы", во Дворце культуры Челябинского тракторного завода. При подготовке этой программы помещение большого зала Дворца культуры превращалось в празднично убранную сельскую хату. Хозяйка и ее дочь в нарядных русских костюмах приветствовали гостей. Помощники хозяйки, девчата и парни, участники художественной самодеятельности, встречали гостей песней, рассаживали их за столы, подавали самовар, вареники. Делается это споро, с шутками. Один из них хвалит хозяйскую дочку и в шутку предлагает сосватать ее за лучшего производственника. Это дает повод для спора, в каком коллективе парни лучше. Сравниваются показатели работы, дается характеристика "рыночникам". Перекличка проходит живо, без официальных речей. Лучшим производственникам вручаются премии и подарки. В разгар праздника из бутафорской печи под свист и вой неожиданно вылетает Черт, который ищет среди гостей своих собутыльников, лентяев, дебоширов. Он называет их фамилии и говорит, что он с ними познакомился в вытрезвителе, в отделении милиции, у магазина. Черта прогоняют, а "вечерница" с пением и танцами продолжается. Выступают и гости. Организуются конкурсы на лучшее исполнение пляски, песни. Так, можно, максимально активизируя собравшихся, сочетать торжество с отдыхом.
В праздничных представлениях применяется также и прием реминисценции (воспоминания). Авторы сценариев культурно- досуговых программ заимствовали этот прием из арсенала выразительных средств кинематографа. Он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. Прием реминисценции может повторяться в сценарии несколько раз, но чрезмерное увлечение им снижает зрительское восприятие.
Каждый эпизод сценария культурно-досуговой программы представляет собой относительно самостоятельный компонент, он не просто один из кирпичиков здания культурно-досуговой программы, как считают многие, не только законченная часть сценария, он участвует и в решении общей темы, помогает в раскрытии идеи.
Необходимо также постараться, чтобы каждый эпизод был воспринят аудиторией с интересом, так как основой большинства эпизодов является отражение общеизвестных исторических событий. Важно каждый раз находить новые факты, помогать посетителям узнавать то, чего они не знали. Поиск ракурса отражения того или иного явления действительности - трудное дело. И все-таки надо смелее экспериментировать, иначе автору сценария культурно-досуговой программы не уйти от штампов и стереотипного подхода к освещению действительности.
Как отмечалось, для того, чтобы обеспечить интересный и целенаправленный монтаж эпизодов, хорошо бы придумать драматургический ход (иногда его называют сюжетным ходом), который логически свяжет все эпизоды.
В качестве примера можно привести программу "Мы Вас помним", которая проходит у "костра". Здесь выступают с воспоминаниями ветераны, молодежь, звучат песни их молодости и т.д. Этот ход позволяет широко использовать прием реминисценции, вплетать в воспоминания исполнение художественных произведений, кинофрагментов.
Сюжетным ходом может стать и песня. Так, на праздничном вечере "Былые походы" драматургическим ходом и лейтмотивом может стать "Песня былых походов" 3. Компанейца на слова А. Жарова, связывающая эпизоды этого представления в единый рассказ об истории нашего государства. Драматургический ход подчиняет себе и содержание каждого эпизода. Без него даже при самом богатом фактологическом материале и наличии великолепных концертных номеров само представление и его эпизоды будут лишены логической связи.
Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий - вручение различных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств.
Порой специалисты в погоне за эмоциональным эффектом включают в сценарий возложение цветов к бутафорскому обелиску, зажигают бутафорский Вечный огонь. Если в драматическом спектакле, полном условностей, подобные ритуалы правомерны, то в культурно-досуговой программе, основанной на правде документа и факте жизни, такие ритуальные действия выглядят кощунственно. Зачастую в культурно-досуговой программе к ритуалу чествования лучших людей подходят как к повседневному, обычному. Им вручают вымпелы, награды, и каждому непременный подарок - концертный номер. Это затягивает действие, рассеивает внимание зрителей.
Существует еще немало трудностей в композиционном построении сценария культурно-досуговых программ. Наиболее распространенная из них - введение после кульминации эпизодов, которые, по мысли авторов, уточняют, разъясняют зрителю то, что было. Но при этом забывают, что сценарий программы предусматривает стремительное развитие действия, всякого рода затягивание его мешает зрителю воспринимать происходящее. Приводит к определенному однообразию последовательное развитие действия культурно-досуговой программы в строго хронологическом порядке исторических событий. Поэтому следует чаще использовать такой прием композиционного решения, как ретроспектива - показ исторических событий через призму сегодняшнего дня.
Очень часто даже в театрализованном праздничном представлении выступают с длинными речами об общеизвестном, к тому же читая их по бумажке. Такой выход на сцену бывает часто не подготовлен предыдущими эпизодами сценария. Рекомендуется заранее обговаривать с выступающими и заносить в виде тезисов в сценарий содержание выступления, с тем чтобы были и логический переход от предыдущего эпизода к выступлению, и связь выступления с последующим эпизодом.
При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.
В деятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представления выступает одно лицо. Работа постановщика- режиссера культурно-досуговой программы не менее сложна, чем написание литературного сценария. Автор сценария одновременно с определением литературного замысла как бы осуществляет возможности его сценического воплощения как режиссер.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое художественный монтаж сценария?
2. Какие бывают приемы художественного монтажа?
Рекомендуемая литература:
1. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.,1983.
2. Генкин Д.М., Соломоник А.Г. Художественная пропаганда в клубе. -М., 1977.
3. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов. Россия, 1984.
4. Маршак М.И. Клубный сценарий. - М., 1975.
5. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - Л., 1974.
6. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.
7. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М.: Профиздат, 1983.