Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе
Обучение в сотрудничестве – метод обучения (Е.С. Полат). Он предусматривает совокупность некоторых приёмов, объединённых общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода. Совокупность определённых методов обучения может составить дидактическую систему, если эти методы базируются на единой дидактической идеологии, отражают единые принципы и концепцию обучения.
1.Student Team Learning (STL, обучение в команде). Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса.
Данный метод уделяет особое внимание «групповым целям» (teamgoals)и успеху всей команды (teams succcess), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими усвоению.
Вкратце STLсводится к трём основным принципам:
А) «награда» (teams rewards) команда/группа порлучает одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное всей группе одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на её достижение;
Б) индивидуальная (персональная ответственность) (individual accountability) каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена;
В) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый ученик приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путём улучшения своих собственных предыдущих результатов.
2. «Пила». (cooperative learning) был разработан Элиотом Аронсоном (1978) и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского – ажурная пила, машинная ножовка). Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Биография выдающегося писателя или деятеля» можно выделить ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Учащиеся изучают один и тот же вопрос, но в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами.
3. «Учимся вместе». (Learning Together) разработан в университет штата Миннесота (1987). (Девид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивается на разнородные группы (по уровню обученности) в 3- 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По мнению разработчиков данного метода, учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учётом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена).
4. Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Телль-Авив, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах по 6 человек. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Основные требования к использованию метода проектов (Е.С. Полат):
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
· выдвижение гипотезы их решения;
· обсуждения методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
Типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и пр.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, города, страны, стран мира).
4. Характер координации проектов: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта.