Воспитатель и учитель в педагогическом процессе

Хороший воспитатель — тот, кто помогает ребенку развиваться, быть в гармонии с самим собой и окружением. Хороший учитель -тот, кто помогает ученикам хорошо учиться, верить в свои силы и





быть любознательными. Чтобы правильно развиваться и успешно учиться, нужно применять разнообразные стратегии поведения и усвоения знаний, которые детям передают взрослые. Хороший уче­ник умеет извлекать пользу из любой ситуации, в которой находит­ся, нравится она ему или нет, знакома или незнакома, требует от него активного или пассивного участия, индивидуальной работы или сотрудничества. Внутреннее спокойствие и чувство собственно­го достоинства обычно отличают представителей западного мира. Дети привыкают слушать, не перебивая, внимательно относиться к другому человеку, не навязывать ему свою помощь, но и не афи­шировать ее. Это достигается не насильным насаждением правиль­ного поведения, а за счет того, что так относились к ним самим.

Педагог должен соблюдать следующие принципы: не спеши, дай ребенку время самому открыть для себя виды и формы поступков; помогай, но не делай за ребенка того, что он может сам; не вме­шивайся в отношения детей между собой, но внимательно следи за тем, когда у них возникает потребность в руководстве; поддер­живай советом и образцом; относись ко всем детям позитивно, серьезно, как к коллегам, принимай их такими, какие они есть; воспитывай в себе чувство юмора и пытайся с его помощью разре­шать конфликты и выходить из сложных ситуаций; трудности и недостатки собственной деятельности обсуждай открыто с това­рищами по работе, не бойся обращаться за советом.

Педагогу обязательно следует участвовать во всех начинаниях ребенка, обсуждать происходящее в беседе, понимать оттенки чувств и настроения, выслушивать желания и наблюдения детей, пытаться смотреть на мир их глазами. Важный элемент — доверие к тому, что ребенок умеет и хочет делать сам, создание предпосылок для самостоятельной деятельности, стимулирование поиска решений, со­здание условий для реализации его способностей, стремление понять, как ребенок сам себя оценивает, чего боится, к чему стремится. Если взрослый остается в общении самим собой, стремится к искрен­ности, честности, непритворному выражению чувств, то таким же будет и ребенок. Требовательность к другим и к себе не означает авторитарности, командного стиля руководства. Взрослый обяза­тельно должен научиться быть приветливым, дружелюбным, но демонстрировать это не при помощи тесного физического контак­та, а словами, жестами, мимикой. Когда взрослый постоянно на­ходится с детьми, он может следить за тем, чтобы ребенок прояв­лял самостоятельность в выборе деятельности, одежды и т. д., со­здавая для него пространство выбора; когда взрослый участвует в игре, он следит на равных правах, например, за соблюдением оче­редности в принятии решений. Все, что происходит в игре и в учебе, должно, в конце концов, стать положительным опытом деятельности для ребенка. Позитивное отношение к процессу обу­чения определяет его позитивные результаты.



Поощрение социальных контактов, общественного поведения свя­зано с применением педагогом самых разных методик — от орга­низации совместной работы в малых коллективах до формирова­ния принципов демократического самоуправления и анализа ос­новных социальных проблем, критики социальной политики, об­щественных ценностей и проявлений массового сознания. В не­больших группах, образуемых на занятии или уроке, дети обсуж­дают, как лучше решить поставленные перед ними задачи, выдви­гают и обсуждают гипотезы, формулируют ход работы и подводят ее итоги. Ролевое разыгрывание проблемных ситуаций начинается в детском саду и продолжается даже в пенсионном возрасте. Кон­кретная социальная задача требует учета множества факторов раз­ных уровней, умственного обоснования, практических усилий и речевого оформления решения. Собственная идентичность выра­батывается в столкновении с чужими личностями, проживаемы­ми как изнутри роли, так и в реальной жизни. На основе приобре­тенного опыта важно понять, каковы принципы социальной по­литики в той или иной области, как следует ее проводить.

Умственное воспитание осуществляется воспитателями и учите­лями не только в скрытой форме, как развитие интеллектуального потенциала, но и в проявлении этих способностей, чтобы приня­тые решения нашли адекватное внешнее воплощение в устной и письменной форме. Иными словами, следует научить детей не толь­ко думать, но и понятно рассказывать о том, как они пришли к тем или иным выводам. Индуктивное мышление предполагает, что дети умеют собирать, организовывать и перерабатывать данные, класси­фицировать объекты, формулировать понятия, обобщать, объяс­нять, делать выводы. Другим средством является установление иерар­хии понятий и формирование категорий. Детей обучают также спо­собам запоминания фактов и сведений, организации знаний и про­цесса их усвоения, теоретическим подходам к материалу, придумы­ванию свежих идей и свободе творчества, что косвенно ведет к со­зданию более тесных контактов внутри группы и эмпатии.

Личностное развитие достигается педагогом за счет поощрения познания детьми самих себя. Чувствовать вместе с другими, но не так, как они, понимать ход мысли другого, но находить свой соб­ственный, углубляться в осознание мотивов своего поведения и узнавать допустимые границы, брать на себя ответственность, в том числе и за самого себя, — таково содержание этого процесса.

В результате это позволяет воспитанникам, в частности, умень­шить дискомфорт, способствовать релаксации, избавиться от фо­бий (навязчивых страхов), изменить привычки, научиться конт­ролировать поступки. Один из способов — перенос навыков, сфор­мированных в одних областях жизни, на другие.

Конфликты или споры являются неизбежной частью рабочей ат­мосферы образовательного учреждения. Конфликты могут происхо-

6 Парам'.ч-кжа .;! А

дить как между коллегами, так и между ребенком и взрослым, группой детей и воспитателем, частью класса или целым классом и учителем, с родителями или одним из родителей, между руко­водством и персоналом (в последнем случае конфликты отчасти регулируются трудовым законодательством). Конфликты бывают продуктивными и непродуктивными. То, какую роль сыграл кон­фликт в жизни коллектива, становится ясно после того, как он исчерпан. Конфликты бывают постоянными и краткими. Иногда они ассоциируются с неудобным помещением, в котором трудно распределить сферы деятельности; с соотношением обязанностей людей, не переносящих друг друга по каким-то личностным сооб­ражениям; с одиозной личностью, поведение которой постоянно вызывает жалобы или подозрительность у большинства членов коллектива. Подготовленность педагогов к обсуждению професси­ональных проблем различна; так, один из партнеров оказывается более компетентным теоретически, другой -- интуитивно, тре­тий — практически на основе опыта работы или житейского опы­та воспитания собственных детей. Обычно достаточно простого об­суждения позиций партнеров, чтобы понять и простить взаимные претензии.

По мнению западных коллег, критичность является признаком свободы и цивилизованности. Она выражается не в регистрирова­нии недостатков и даже не в предложении способов их преодоле­ния, а в контролировании собственной деятельности в соответ­ствии с выявленными неотрегулированными ее моментами и в помощи другим в контроле за их деятельностью. Такая критика направлена на сотрудничество, на саморазвитие педагогического учреждения (прогресс в работе коллектива), на максимально эф­фективное достижение желаемых результатов.

Профессиональные споры, как известно, позволяют реализо­вать самокритику, контроль и критику на различных стадиях пла­нирования и выполнения намеченного. Предпосылкой взаимодей­ствия является наличие разных точек зрения на предмет обсужде­ния. Чтобы реализовать положительный потенциал обсуждения, в нем обязательно должны быть моменты, отражающие разные по­зиции говорящих. При обсуждении, даже если собеседники схо­дятся во мнениях, они должны найти пункт, по которому в прин­ципе возможны расхождения, и выдвинуть аргументы за и против той и другой позиции. Результатом спора не должны быть обиды, затаенные мысли о реванше или мести и т. д.

Рекомендуется знать и выполнять правила, которые позволяют предотвратить конфликт: нельзя повышать голос; нельзя «перехо­дить на личности»; нельзя использовать обвинения, бранные сло­ва, выражать открытое сомнение в правдивости высказывания оп­понента (лучше задавать дополнительные наводящие вопросы: может оказаться, что сомневающийся просто не владеет необхо-

димой информацией). Лучше сказать что-нибудь мило, чем сказать что-нибудь милое (принцип Й.Энгелькампа). Спор должен проис­ходить не на эмоциональном, а на фактическом и интеллектуаль­ном уровне. В разговоре следует периодически смотреть в глаза со­беседнику и улыбаться; между репликами лучше делать паузы, чтобы каждый мог высказаться до конца. Нужно демонстрировать «доб­рую волю», заинтересованность в сотрудничестве, стремиться к совместному достижению обоюдоприемлемого результата, идти на уступки, пытаться сформулировать суть позиции собеседника и своей собственной, высказывать сочувствие, утешение и т. п., а также в случае опасности перерастания обсуждения в скандал сме­нить модальность («Ты должен, обязан...» сменить на «Лучше было бы...» и т.д.) или тему разговора. Открытые обсуждения имеют определенное преимущество: их результат является общим ито­гом, базой, на которой может строиться дальнейшая совместная деятельность, в которую каждый внес свой вклад.

Вообще, рабочий климат в коллективе, создание позитивной обстановки, таких условий, при которых легко и приятно рабо­тать, занимают достаточно большое место в работе педагогическо­го коллектива дошкольного образовательного учреждения или шко­лы. Если отношения между взрослыми чреваты конфликтами, труд­но создать спокойную, стабильную и творческую обстановку для развития детей.

Вопросы для повторения

1. Как за рубежом изменилась роль педагога в последнее время? В чем
его отличие от педагога российского?

2. Что влияет на формирование личности ребенка, по данным запад­
ных ученых? Почему в России к этому вопросу относятся иначе?

3. Как педагог становится педагогом? Чем должен быть доволен хоро­
ший педагог?

4. Какова роль конфликтов и споров в создании рабочей атмосферы в
коллективе?

Наши рекомендации