Виды и формы и организации обучения в истории дидактики
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных видов и форм организации педагогического процесса.
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков виды обучения:
Вид обучения - новая практическая технология дидактической системы. Выделяют следующие виды обучения:
Объяснительно-иллюстративное обучение. ( называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным). Главные методы такого обучения - объяснение в сочетании с наглядностью. Ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание. Главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изучаемого.
Преимущества: экономит время; сберегает силы учителей и учащихся; облегчает учащимся понимание сложных знаний; обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.
Недостатки: преподнесение "готовых" знаний; освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить; незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение. Отличительная особенность - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.
Технология - включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важнейшим этапом является создание проблемной ситуации.
Преимущества: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программируемое обучение. Название происходит от заимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина "программа", обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель программированного обучения - улучшение управления учебным процессом. У истоков этого вида обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, С. Пресси, Б. Скиннер; в отечественной науке этими вопросами занимались П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина, И. И. Тихонов, В. И. Чепелев и др. Особенности программированного обучения заключаются в следующем (Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1997 - С. 8):
Учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); учебный процесс состоит из последовательности шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем; при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения; каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу; педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом ) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины ).
Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который был бы лишен недостатков. Уже существует модель так называемого идеального обучения, не имеющего слабых мест. На этом пути пытаются объединить преимущества всех дидактических систем. Так возникли и уже практически применяются новые подвиды обучения - объяснительно-проблемное, проблемно-программированное, проблемно-компьютеризованное.
Формы организации учебного процесса сложны и многообразны. Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании этого разнообразия.
Форма обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств.
Различают следующие формы обучения: индивидуальное обучение и воспитание; классно-урочная и лекционно-семинарская.
Индивидуальное обучение - обучаемые общаются с учителем один на один и выполняют все задания индивидуально.
Сегодня индивидуальное обучение используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором.
Индивидуально - групповое обучение - учитель занимается с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носит индивидуальный характер, так как дети в этом случае разного возраста и различной подготовки.
В настоящее время основной является классно - урочная форма обучения. Для нее характерны следующие элементы:
· объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение в классы учащихся по возрастам);
· постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
· работа всех учащихся по одному плану одновременно;
· обязательность занятий для всех;
· основной единицей занятий является урок;
· наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года и каникул.
Несмотря на широкое признание в мире, классно - урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:
· ограниченное количество обучаемых;
· ориентированность в основном на среднего ученика;
· высокая трудность обучения для слабого;
· торможение развития более сильного учащегося;
· невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.
Поэтому не прекращаются попытки усовершенствовать урок.
Урок - ограниченная во времени, организованная система обучения- воспитательного, коллективно -индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Урок, естественно, выступает как основное звено классно-урочной системы обучения.
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них можно выделить:
Обучающе-образовательная, которая контролируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
· Воспитательная -обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности.
· Организационная - состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.
· Психологическая - состоит в выработке у учащихся определенного деятельного биоритма, привычки к работе в одно и тоже время.
· Развивающая - особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм, которые в свою очередь порождают богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.
· Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе - дифференцирующую функцию.
· Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования, как в целом, так и для каждого занятия.
· По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять компенсирующую и координирующую функции.
· Стимулирующая функция форма организации учебных занятий – проявляется наиболее эффективно когда соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма.
2. Классно-урочная система. Урок: требования, структура, тип.
Основной и ведущей формой обучения является урок, как главное звено всей классно-урочной системы.
Урок - это коллективная форма организации обучения, которой присущ постоянный состав учащихся, определенные временные рамки знаний (45 мин.), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
Основные типы уроков:
· уроки смешанные, или комбинированные;
· уроки сообщения новых знаний учителем;
· уроки закрепления изученного материала;
· уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
· уроки проверки и оценки знаний.
Так, например, в методической литературе , выделяют систему базовых уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок; урок-лекцию; урок-семинар; урок-зачет; урок-практикум; урок-экскурсию; урок-дискуссию; урок-консультацию; интегрированный урок; театрализованный урок; урок-соревнование; урок с дидактической игрой; урок - деловую игру; урок - ролевую игру (С.Г. Манвелов).
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок - урок, на котором за короткий отрезок времени совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока - внутреннее его строение, последовательность определенных этапов. На структуру урока влияет ряд условий.
Например, в структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы.
Элементы ( этапы ) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.
Кроме своего важного преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки.
Недостатки комбинированного урока: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.
Урок может быть построен и как занятие по передаче - усвоению новых знаний, умений навыков. Необходимость в таком уроке возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.
Другие типы уроков имеют свою структурную специфику. Например: структура урока по передаче - усвоению новых знаний; умений и навыков включает следующие элементы:
а) организацию введения в урок;
б) передачу - усвоение новых знаний;
в) закрепление - диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за вниманием и активностью учащихся;
г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы.
Завершение изучения целой темы требует особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:
а) введение и организацию урока;
б) упражнения различных видов сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя;
в) коллективное обсуждение работы, выставление отдельным учащимся, справившихся с заданием, оценок;
г) подведение итогов работы учителем, общее введение в новую тему.
Отдельные уроки посвящают обобщенному повторению.
Диагностика - общий способ получения опережающей информации обучаемом объекте или процессе.
Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.
Структура урока обобщенного повторения включает:
а) введение и первоначальную организацию, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала;
б) повторение.
в) анализ глубины и прочности знаний;
г) заключение ( подведение итогов + перспектива изучения новой темы ).
Урок может быть посвящен контрольной работе. Высшей формой заключительной проверки знаний, умений, навыков, степени развития являются экзамены.
Структура контрольного урока:
а) вводная объяснительная часть (психологическая подготовка детей);
б) основная часть ( выполнение самостоятельной работы учащимися, контролируемая учителем );
в) заключительная часть ( ориентировка детей на предстоящее изучение новой темы ).
Таким образом, урок является основной системообразующей учебной формой организации обучения, которая обеспечивает необходимый всем детям уровень знаний, умений, навыков, показывает взаимодействие учителя и учащихся в их единстве. В зависимости от типологии, урок имеет свою структуру, на которую влияет ряд условий.