Организация модульного обучения

Организация модульного обучения - student2.ru

Занятие 3

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ:

КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Вопросы, изучаемые на семинаре

1. Личностно-ориентированное образование.

2. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного

подхода.

3. Технология осуществления личностно-ориентированного подхода в

обучении и воспитании.

4. Концепции обучения, ориентированного на индивидуальное развитие

ребѐнка.

5. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.

6. Коучинг-технологии.

Ключевые понятия: личностный подход в образовании; личностно-ориентированное образование; личностно-ориентированные педагогические технологии, инновационные модели образования.

Теоретическая справка

Личностно-ориентированное образование – это образование, ориентированное на индивидуальное развития ребѐнка. В связи с этим многие учѐные отмечают, что определение «личностно-ориентированное» является не совсем точным; правильней было бы сказать «индивидуально-ориентированное», «индивидуально-развивающее», поскольку обычно подразумевается именно это значение (В. С. Кукушин). Однако сегодня термин «личностно-ориентированное образование» получил настолько широкое распространение, что его изменение признаѐтся нецелесообразным. Личностно-ориентированное образование осуществляется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.

Основой личностно-ориентированного образования является личностный подход в обучении и воспитании. Н. А. Едалина выделяет следующие признаки личностного подхода.

1. Принятие педагогом ребѐнка таким, каков он есть. Означает принять сильные и слабые стороны ребѐнка, занять позицию советчика, помощника.

2. Уважение к ребѐнку, признание его гражданских прав. Отношения между педагогом и учеником должны строиться на принципах демократии, но при соблюдении субординации (взаимоуважение, взаимотребование).

3. Оптимистическая перспектива будущего в обучении и воспитании каждого ребѐнка.

Умение учителя увидеть, поддержать и закрепить каждый, даже малый успех ученика и коллектива.

4. Развитие у ребѐнка активности, самостоятельности, креативности, ответственности. Дифференциация в видах и способах деятельности, поддержание педагогом полезных инициатив ребѐнка и группы учащихся, поручение учащимся ответственной работы, стимулирование поиска нестандартных путей решения задач.

5. Установление субъектно-субъектных отношений педагога с ребѐнком. Умение учителя сотрудничать с детьми. Осуществление обратной связи с детьми.

6. Обмен культурой, опытом и знаниями. Интерес к духовному миру ребѐнка. Умение педагога убеждать, не диктуя ребѐнку свои условия, а приводя его к добровольному согласию.

Личностно-ориентированные педагогические технологии – технологии, основанные на личностном подходе к образовательному процессу. В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему–то заказу, а в соответствии с природными способностями. Учитель должен оценивать учащегося не в сравнении с успехами других детей, а сравнивая прошлые и настоящие достижения учащегося.

В основе педагогической деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности ребенка. Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будут «вычерпывать» из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предположить, что личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе:

- нравственный выбор;

- самостоятельную постановку цели;

- реализацию роли соавтора учебного процесса;

- препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия;

- ощущение собственной значимости для других людей;

- самоанализ и самооценку;

-осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности.

Конструирование личностной учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий: 1) представление элементов содержании образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология задачного подхода); 2) усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога); 3) имитации социальноролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуации внутренней конфликтности, состязания (технология имитационных игр).

В основе технологий личностно-ориентированного обучения, находится триада «задача – диалог – игра», создающая ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как составной части целостного учебного процесса.

Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащихся. Имеются в виду задачи трех типов:

1) предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;

2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;

3) личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Наши рекомендации