Этапы профессионального самоопределения
1 этап – это детская игра, в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли.
2 этап – подростковая фантазия – когда подросток представляет себя в той или иной профессии.
3 этап – предварительный выбор профессии, когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей.
4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.
Выбор профессии зависит от трех объективных условий:
1) социальное положение и материальное благосостояние семьи;
2) уровень образования родителей;
3) социальный престиж профессии.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
1) диагностический (перестройка сознания и самосознания);
2) практический (реальные изменения социального статуса человека).
Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Информационно-справочное описание профессии направлено на выделение экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, знание которых необходимо учащемуся для более детального анализа и понимания специфики выбираемой профессии.
Функциональное описание включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану (профессиограмма):
1. История профессии.
2. Тип профессии.
3. Класс профессии.
4. Профессиональная область.
5. Базовое образование.
6. Условия труда.
7. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.
8. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
9. Области применения профессиональных знаний.
10. Преимущества профессии.
11. Ограничения профессии.
12. Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Очень часто подростки путают такие понятия как профессия, специальность и должность. Поэтому важно, чтобы учитель объяснил в чем отличия.
Профессия – вид трудовой деятельности человека, обусловленный разделением труда, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов.
Специальность – специализация или разновидность деятельности в рамках одной профессии.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор траектории образовательного маршрута для получения нужной профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессий с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Профессиональное самоопределение — завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного специалиста можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии).
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных знаний, умений и навыков; приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального самоопределения.
Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было бы применить свои силы.
Используя не только опыт советской системы образования, но и наши изыскания в этой области, наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной концепции в этой области.
В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый учитель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках.
Также в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.
На занятиях по элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить на практике. (Программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и возможность их практического применения).
В заключение хотелось бы сказать, что основная цель профориентации в системе образования — это формирование личности, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.
Важным аспектом в самоопределении школьника является педагогическое сопровождение, поэтому необходимо разработать четкую общегосударственную систему профориентационной деятельности в школах, одной из составляющих которой будут курсы повышения квалификации педагогов, где будут давать полезную и необходимую информацию. А так же проведения уроков по физике, химии, биологии и технологии на базе среднего профессионального образовательного учреждения. Проведение совместных занятий (уроков) и мастер-классов со студентами старших курсов, что позволяет ребятам достигнуть наилучшего понимания в освоении будущей профессии.
Экспериментальный
Для повышения самоопределения школьников, повышения мотивации к изучению тех или иных предметов принято было решение поступить следующим образом: применить мастер-классы, профессиональные пробы, профессионального погружение с привлечением преподавателя и студентов отделения «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» «Красноуфимского аграрного колледжа». В рамках реализации проекта учащиеся при помощи студентов осваивают ранее им незнакомые и далекие профессии «Электромонтера по обслуживанию электроустановок» и «Слесарь по ремонту контрольно – измерительных приборов». Начинают свой путь юные электрики с базовых моментов, представленных рабочих профессий и продолжают свой путь от простого к сложному, на первом этапе проходят следующие мастер – классы: