Методы формирования сознания личности
В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие у него вопросы ученик все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни. И вот здесь на помощь школьнику приходит учитель, который вносит в его сознание знание принципов, норм, правил, предписаний общества личности. На основе осознанных и идейно обоснованных знаний складывается система твердых и ясных взглядов и убеждений.
Как структурный элемент сознания категория знания включает в себя представления и понятия, т. е. обобщенные знания о целой группе однородных явлений, объединенных по общности их существенных признаков. Формой существования понятия выступает слово. Поэтому формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.
Беседы
При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них коммунистическое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.
В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать у начинающего учителя впечатления, будто проведение беседы является простым делом, не требующим специальной подготовки и тщательной организации. Нередко беседы (особенно этические) представляют собой набор скучных, набивших оскомину сентенций. Часто забывается, что излишнее, неумелое повторение даже благородных идей может породить у молодого человека нигилистическое отношение к ним. Эти идеи, лишь формально декларированные, но не принятые воспитуемыми как истинные, ставят перед учеником вопросы, ответы на которые черпаются затем порой не из лучшего источника, вопреки желаниям педагогов. Без слова никакое воспитание невозможно. Однако словесные способы воздействия — обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы. Такое обоснование должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. Чем меньше говорит сам учитель, чем лучше он сумеет перевоплотиться, войти в мир детей, вместе с ними удивляться, радоваться, негодовать, тем успешнее будет протекать беседа. Его задачу можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.
Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу воспитательных воздействий.
Организация и проведение бесед имеют выраженный возрастной аспект. Так, применительно к младшему школьному возрасту беседы целесообразно строить индуктивным путем, т. е. идти от конкретного поступка к обобщению. Широкое применение в этом возрасте находит внеклассное чтение. Книга, прочитанная в детстве, говорила Н. К. Крупская, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Анализ и обсуждение прочитанных книг, материалов детской периодической печати расширяют кругозор учащихся, вызывают у них социально ценные чувства, благодаря которым дети активно откликаются на явления общественной жизни.
С возрастом, когда школьники научатся анализу фактов поведения и деятельности, умению оперировать понятиями более высокого уровня обобщенности, отбор содержания бесед и методика их проведения могут и должны все более опираться на инициативные действия воспитанников, учитывать их растущие запросы и оценочные суждения.
Лекции
Формирование коммунистического сознания начинается с разъяснения школьникам простейших представлений и понятий в области общественной жизни, труда, науки и техники, этики и эстетики. На какую бы тему учитель ни начинал разговор с детьми, будь то сбор металлолома или прием в пионеры, оценка нового фильма, или шефство над детским садом, он должен быть уверен в том, что предстоящий разговор жизненно актуален для класса, вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, ответную положительную реакцию.
Разъяснение и рассказ подготавливают переход к более, сложному методу воспитания — к лекции. Это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекций. В. И. Ленин предупреждал, что нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, неумеренно часто повторять общие лозунги и призывы.
«Повторять их так голо — вредно; вызовет тошноту, скуку, злобу против жвачки». Слово может стать величайшей воспитательной силой, но оно же может сеять недоверие, разочарование, скептицизм.
Старшеклассники особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный, стиль мышления воспитателя, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Широкое развитие средств массовой информации породило явление форсированной осведомленности школьников о различных событиях и сторонах современного мира. С этим, конечно, не считаться нельзя. В то же время нетрудно увидеть, что многим ученикам полузнание представляется действительным знанием. В этих условиях тем более необходимо приучать школьников выходить за пределы очевидного, совершать переход от явления к сущности.
Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности. В этом отношении огромными идейно-воспитательными возможностями располагает участие школьников в Ленинских чтениях. «...Чтобы знать, каким был Ленин, чтобы представить его в действии, в его великих делах, надо читать Ленина, его статьи, книги и речи, в них он отражен полностью... Его образ живет в его творениях». Обогащая сознание молодых людей, Ленинские чтения увлекают их коммунистической целеустремленностью, логикой убеждения, меткостью и отточенностью его мысли, пробуждают у них глубокую внутреннюю потребность сверять жизнь по Ленину, равняться на него, советоваться с ним.
Диспуты
Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением ничего не принимать на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.
В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, на меченные к обсуждению, содержали жизненно значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к от крытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни? Откуда берутся равнодушные? Как понимать слова Л. Н. Толстого «Спокойствие — душевная подлость»? Как стать кузнецом своего счастья? Эти и многие другие вопросы вполне могут стать предметом дискуссии, свободного и непринужденного обмена мнениями.
Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А С Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным Такая манера поведения никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета Советское воспитание — воспитание правдой. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных догадок, неправильных толкований.
Назначение диспутов — создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.
Метод примера
Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им коммунистические идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода воспитания. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.
В механизме подражания можно выделить по крайней мере три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в воспитательном процессе. На это обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Примеры, доступные для подражания, окружают ребенка и дома, и в школе. Примером могут быть старшие братья и сестры, отец и мать, дедушка и бабушка. Ими могут стать и лучшие учащиеся. Здесь следует помнить рекомендации Н. К. Крупской, которая предостерегала, чтобы использование положительного примера в воспитании не противопоставляло лучшие образцы поведения отдельных школьников всему коллективу, не сводилось к постоянным рассказам «о добродетельных мальчиках и девочках», о «примерных пионерах». Подобная назидательность воздвигает барьер между лучшими и худшими, часто вредит тем школьникам, которых выдвигают в качестве образца для подражания.
Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывают литературные герои, пример наших выдающихся современников — героев революции, труда, войны, космоса, деятелей науки и культуры.
Но особенно притягательной силой обладает подвиг жизни и деятельности В. И. Ленина, воплотившего в себе лучшие человеческие качества. Правильно организовать работу по воспитанию школьников на ленинском примере помогают советы Н. К. Крупской. В частности, она отмечала, что даже в младших классах школы нельзя ограничиваться только рассказами о детстве Володи Ульянова, изображать и представлять его этаким пай-мальчиком. Перед школьниками должен во весь свой гигантский рост предстать образ бесстрашного борца, несгибаемого революционера, гениального мыслителя и творца.
В советской школе сложилась стройная система воспитания учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Среди основных направлений этой работы получили развитие Ленинские уроки, Ленинские чтения, Ленинские зачеты, участие во Всесоюзном походе по ленинским местам, во Всесоюзной пионерской экспедиции «Заветам Ленина верны», создание ленинских уголков, комнат и школьных музеев, слеты трех поколений ленинцев, встречи с людьми, видевшими В. И. Ленина, награжденными орденом Ленина, сбор материалов по истории заводов, колхозов, совхозов и учреждений, носящих имя В. И. Ленина, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей о В. И. Ленине и т. п. Опыт показывает, что пример жизни и деятельности В. И. Ленина обогащает идейную жизнь учащихся, развивает у них внутреннюю готовность к морально-политическому воспитанию и самовоспитанию.
В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой коммунистической нравственности, идейной убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Общие закономерности, обуславливающие руководство деятельностью
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию — все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.
Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения.
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции — это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия — это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью учащихся.
Советской педагогикой обнаружен ряд общих закономерностей, обуславливающих методы педагогического руководства деятельностью и формированием опыта общественного поведения школьников.
1. Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными воспитывающими возможностями. Однако каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в воспитании целесообразно использовать комплекс деятельностей.
2. Даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла» (А. Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.
3. В итоге воспитательных воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его опережающим отражением (П. К. Анохин), цель человека является той силой, «которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».
4. По отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.
«Школа,— писал А. С. Макаренко,— должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо». В требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе.
Содержание педагогических требований определяется моральным кодексом строителя коммунизма, Уставом общеобразовательной школы, Правилами для учащихся, Уставом ВЛКСМ и Законами пионеров Советского Союза. Например: каждый школьник учится по-ленински; каждый пионер — активный участник всех дел своего отряда; каждый комсомолец — активный боец за претворение в жизнь решений своей организации. Эти общие требования конкретизированы в «Примерном содержании воспитания школьников» и в программе «Ориентир».
Требование может выступать перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутрен ние противоречия в процессе воспитания, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность Они облекаются в форму приказания, указания, предписания Особенно велико значение прямого, беспрекословного, «негнуще гося» (А. С. Макаренко) требования на первоначальном этапе работы педагога с коллективом, когда актив только еще склады вается. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т п.) предполагают наличие у воспитанников в той или иной мере сознания, мотива, цели, убеждений. Мысль о том, что воспитание должно использовать косвенные способы воздействия, возникла в педагогике давно, но наиболее полно она была реализована в опыте А. С. Макаренко, который справедливо считал, что, поскольку ученик не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, воспитатель не должен выдвигать сущность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, должен скрыть ее от воспитанника.
Существенное значение имеет соблюдение учителем меры в предъявлении требований к учащимся. Вот что по этому поводу писал К. Д. Ушинский: «Приучите дитя сначала повиноваться 2—3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...».
Общественное мнение
Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного тре бования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.
Школьный коллектив воссоздает в специфической форме систему социалистических общественных отношений, ту объективную основу на которой у учащихся формируется соответствующий им тип сознания, поведения и деятельности. Достигая в своем развитии идейного, интеллектуального, эмоционально-волевого и организационного единства, коллектив оказывается способным к самоуправлению, важнейшим фактором которого является общественное мнение. Так коллектив становится субъектом воспитания, ближайшей опорой и надежным союзником педагога.
Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному обсуждению всех более или менее значительных явлений и событий в жизни класса и школы, приучает их давать последним принципиальную оценку. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению это свидетельствует о том, что в коллек тиве складывается достаточно зрелое общественное мнение И наоборот, отсутствие авторитетного общественного мнения создает почву для круговой поруки, взаимопрощения и нетребовательности процветания узкогрупповых интересов.
Действенность общественного мнения во многом определяется той ролью, какую играют в его становлении и функционировании пионерская и комсомольская организации. Именно они придают ему социально-политическую направленность.
Приучение
Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в при вычные формы общественного поведения.
Привычка важна не сама по себе. В определенных условиях она может и должна стать устойчивым свойством или качеством тичности. Привычка, по мнению К. Д. Ушинского, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело. Воспитание строящее свое здание на привычках, строит его прочно. Привычка вторая натура, но природа послушная искусству воспитания.
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Для вы работки привычки требуется время, торопливость здесь не приво дит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за характером выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.
Метод приучения варьируют в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует дея тельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности (скромность, выдержка, самообладание и т. д ) Это стремление побуждает ученика овладевать соответствующими привычками.
Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответст вующие этим обстоятельствам конкретные способы действия Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. По мысли А. С. Макаренко, отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступка не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формирует он динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.
Упражнение
«Наше поведение,— писал А С Макаренко,— должно быть сознательным поведением... но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию... Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, тра диции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно...». Это достигается благодаря упражнению, которое находится в широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке.
Основное назначение упражнения как метода воспитания — обеспечить приобретение детьми практического опыта коллективных отношений, необходимого для формирования у них коммунистических качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии: стимул — реакция — подкрепление. Упражнение в широком смысле — это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. «Нельзя,— говорил А. С. Макаренко,— воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем,— в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.. Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей единство сознания и поведения. Привлекая воспитанников к выполнению поручений, необходимо управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным развитием, упражнять его в правильных поступках.
Создание воспитывающих ситуаций
В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно рождаются ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений. Открыть такую ситуацию, обнажить заключенный в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому педагогу. Однако часто он не может ждать такого естественного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать такую внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия принято называть воспитывающими ситуациями.
По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.
Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей, А. С. Макаренко установил, что «в эволюционном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения». Так возникают критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения отношений личности и общепринятых норм поведения людей конфликтная ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений личности.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительными являются соревнование, поощрение, а также наказание.
Соревнование
Соревнование рождено социалистическим способом производства и соответствующими ему общественными отношениями. Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время социалистическое соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится. Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.
Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. Примером коллективного соревнования может служить борьба пионерских отрядов за честь быть правофланговыми, индивидуального — конкурс на лучший рассказ о походе по ленинским местам. По времени действия соревнования различаются на длительные и эпизодические. Марш «Всегда готов!» — длительное соревнование, трудовой десант — эпизодическое.
В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать ленинские принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
Поощрение
Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Наказание
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов» Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.
Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.
«Методика,— писала Н. К. Крупская,— органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы — воспитать послушных рабов капитала — и методика будет соответствующая, и наука будет использована для того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее самостоятельно думающих... если цель школы — воспитать сознательных строи телей социализма — и методика будет совсем другая: все дости жения науки будут использованы для того, чтобы научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно... развивая максимум инициативы, самодеятельности».
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упраж нение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим» .
Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процессач. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.
«Мы не говорим педагогам,— писал К. Д. Ушинский,— поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?».
Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Таким образом, выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.
Формирование личности в коллективе — ведущая идея коммунистической системы воспитания
Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение к природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу — богатство связей общения, определяющее общественную, коллективную силу человека.
К. Маркс в статье «Наемный труд и капитал» писал, что люди «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство». К. Маркс видел в коллективе оптимальные условия для развития личности, ее дарований. «Только в коллективе,— считал он,— индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».
Развивая идеи К. Маркса, В. И. Ленин разработал ряд теоретически важных положений, касающихся руководства советскими коллективами, изучения и учета психологии коллектива, в особенности общественного мнения и настроения масс и личности.
Марксизм-ленинизм является методологической основой учения о коллективе. Коллектив выполняет функции, отвечающие общественно необходимой потребности социалистического общества во всестороннем развитии личности. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии подчеркивалась важность перестройки всех общественных отношений на коллективистских началах, внутренне присущих обществу развитого социализма. Развитое социалистическое общество характеризуется возрастанием социально-политического и духовного единства социальных общностей. Коллективы, и прежде всего трудовые, являются основой этих общностей и играют ведущую роль в становлении социалистического образа жизни, в формировании личности нового типа. Развитие коллектива и личности — взаимообусловленные процессы.
Принцип формирования личности в коллективе является одним из ведущих принципов коммунистического воспитания. Основоположники советской педагогики Н. К. Крупская и А. В. Луначарский, опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, выдвинули положение о том, что основным условием формирования нового человека является коллектив, а основной целью — воспитание коллективиста.
Целью воспитания, считал А. В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Общность жизни, деятельности и интересов формирует классовые идеалы, классовое сознание, классовую мораль.
«Мы хотим,— писал А. В. Луначарский,— воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». Вместе с тем он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.
Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.
Огромное значение придавала коллективу как фактору формирования новых людей Н. К. Крупская. Она рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности, высказав целый ряд чрезвычайно существенных положений об организационной стороне коллективной жизни и ее влиянии на самочувствие детей, их развитие. Н. К. Крупская показала значимость собственной позиции ребенка в установлении коллективистических отношений, главным образом через деятельность пионерской организации и комсомола. Она раскрыла гуманистическую основу общения детей и коллектива, показав, как в совместной работе пионеров возникают общие для всех переживания, вызывающие повышенный интерес к явлениям общественной жизни, развивающие потребность в сплочении, во взаимопомощи. Коллективную жизнь детей она рассматривала в определенных связях с широкой социальной средой, полагая, что пионерская организация переводит все эти связи в реальные намерения и поступки школьников.
Н. К. Крупская разработала теоретические предпосылки к перестройке позиции ребенка в коллективе в плане расширения сферы его духовной жизни за счет связи с общественной жизнью других людей. Она показала, что влияние коллектива на личность сказывается даже на протекании психических процессов. В коллективе индивид иначе мыслит, иначе чувствует, иначе проявляет себя. Н. К. Крупская дала анализ постановки самоуправления в советской школе, методику его организации.
Проблемы коллективного воспитания, поднятые первыми теоретиками и непосредственными организаторами народного образования в СССР, нашли свое дальнейшее развитие в опыте первых школ-коммун: Большевской, Вятской, Одесской и других, в школах им. А. Н. Радищева, П. Н. Лепешинского, а также в крупнейшем социально-педагогическом эксперименте массового перевоспитания юных правонарушителей, организованном А. С. Макаренко. Многие теоретические положения, разработанные А. С. Макаренко, лежат в основе современной теории коллектива. (...) Непосредственный опыт работы с воспитанниками колонии им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского привел его к мысли о том, что педагоги должны стремиться к целостному формированию личности. В связи с этим он полагал, что нужно «научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом».
Теория коллектива, разработанная А. С. Макаренко, пронизана идеями социалистического гуманизма. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива: перспективных линий, параллельного действия, отношений ответственной зависимости, гласности и другие — обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Все педагогические принципы А. С. Макаренко были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать потребность в постоянном движении вперед.
В своей практической работе А. С. Макаренко организовал определенную микросреду с соответствующим нравственным микроклиматом, с определенным характером связей с широкой социальной средой. Соответственно были разработаны и методы воспитания.
Коллектив не может быть явлением только педагогическим, считал А. С. Макаренко, он — полноправное явление общественной жизни. Вся система воспитания личности в коллективе, организованном А. С. Макаренко, была прежде всего основана на требовании человека к себе.
Разрабатывая и проверяя на практике различные педагогические методы, А. С. Макаренко пытался обнаружить все богатство потенциальных сил и возможностей личности, стимулировать ее движение и развитие.
В быту и практике 5-летней работы коммуны вырабатывались правила и нормы, в основе которых лежали требования, сознательно принимаемые каждым членом коллектива. Воспитывающий характер требований состоял в том, что они были обязательны прежде всего по отношению к тем, кто участвовал в требовании. А. С. Макаренко считал, что именно при этом условии «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива». Таким образом, личность должна была перестраивать свою внутреннюю позицию в целях активного проявления своих возможностей.
Глубочайший смысл воспитательной работы, считал А. С. Макаренко, заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в их развитии до той нравственной высоты, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование.
Развивая эту идею, В. А. Сухомлинский в опыте работы Павлышской средней школы Кировоградской области стремился организовать целостный процесс воспитания коллектива школьников, включая их в активное взаимодействие с педагогическим коллективом. По мнению В. А. Сухомлинского, всякое воспитание ребенка есть направленное формирование его потребностей, социально определенная система которых есть и цель, и, в значительной мере, основное средство воспитания в коллективе. Выдвигая идею развития у ребенка способности быть воспитуемым, В. А. Сухомлинский показал, что эта способность — результат создания у него позиции субъекта воспитания, активно присваивающего тот нравственный идеал, из которого исходит воспитатель.
В. А. Сухомлинский придавал большое значение тем общественно-политическим идеям, благодаря которым создается единство коллективного и индивидуального, общественного и личного. Возникновение духовной общности между детьми, между детьми и их воспитателями — путь к укреплению и развитию коллективных отношений. Богатство каждой личности В. А. Сухомлинский рассматривал как основу полноценной содержательной жизни коллектива.
(...) В общественных науках коллектив рассматривается как основное звено социалистического производства; особое внимание уделяется воспитательным функциям трудового коллектива, поскольку коллектив приобщает личность к социалистической собственности и труду, является источником материального благосостояния человека, местом не только производственной деятельности, но и социально-политической и культурной жизни. Воспитательная функция трудового коллектива «в том что он передает личности некоторые основные качества, свойственные нашему обществу, а также те своеобразные особенности профессий, групповой психологии, которые сложились в данном коллективе в результате его собственной истории и специфики положения». Трудовые коллективы играют ведущую роль в становлении социалистического образа жизни, в формировании личности нового типа.
Рассматривая коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, их характер и закономерности, на психологический климат коллектива и его воздействие на производственную деятельность. В настоящее время исследование эмоциональных факторов коллективной деятельности осуществляется в научных лабораториях А. В. Петровского, Е. С. Кузьмина, Е. В. Шороховой, Л. И. Уманского.
Изучение детского коллектива педагогами — практиками и исследователями было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и воспитания ученических коллективов (Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова и др.), на разработку таких принципов и методов воспитания, как педагогическое требование (Л. Ю. Гордин, В. М. Коротов), самоуправление в коллективе (В. М. Коротов), педагогическая инструментовка деятельности коллектива (Э. С. Кузнецова, Н. Е. Щуркова). Вопросы теории детского коллектива разрабатываются научным коллективом, руководимым Л. И. Новиковой.
Коллектив, его признаки и структура