Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Тема 3. Планирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Ориентируемся в понятии.

Основой образовательного процесса является планирование.

План—этопроект педагогической деятельности всех участников образовательного

процесса.

Планирование—это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОО, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.В современных исследованияхпланирование трактуется как заблаговременное определение системы и последовательности осуществленияпедагогического процесса в дошкольном образовательном учреждениис указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основная функция планирования—обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутрикаждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленнои систематически распределять программные задачи и содержание повремени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Планирование педагогического процесса строится на основе принциповдошкольного образования:

1.Полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

Амплификация развития–максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

Индивидуализация –процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Индивидуализация- новый подход к образованию, где изменяется позиция ребенка –он становится субъектом, а не объектом образования

Индивидуализация –это деятельностьвзрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того, что заложено от природы и что он приобрѐл в индивидуальном опыте.

Индивидуализация предполагает:

·индивидуально ориентированную помощь в реализации базовых потребностей;

·создание условий для максимальной реализации заданных природой наследственных) способностей и возможностей, характерных для конкретного ребенка;

·поддержку ребенка в духовном саморазвитии, развитии способности к самоопределению.

Цель индивидуализации:одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребѐнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребѐнка «быть самим собой».

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Содействие - совместное действие; соучастие; помощь, поддержка в чем-либо.

Сотрудничество–участие в каком-либо общем деле на паритетных началах.

Синонимы - соучастие взаимодействие, партнерство

Типы взаимодействия.

Сосуществование–когда партнеры, стремясь к достижению общей цели действуют изолированно, не помогая и не мешая друг другу.

Соперничество(конкуренция) –когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников.

Доминирование–когда, стремясь к достижению общей цели, один из партнеров, пытается удовлетворить свои интересы и потребностиза счет партнера.

Сотрудничество–когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует реализации целей остальных.Сотрудничествоодин из типов взаимодействия индивидов, возникающий в совместной деятельности, при котором участникиосознают общую цель,планируют процесс ее достижения,распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера,осуществляют взаимоконтроль,несут коллективную ответственность за полученный результата

Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива - побуждение к какому-либо действию, способность к самостоятельным активным действиям.

Педагогическая поддержка–(по О.С.Газману) совместное с ребенком определение его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Основные задачи педагогической поддержки:

·помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей;

·поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой;

·помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.

5.Сотрудничество образовательной организации с семьѐй.

Партнѐрство–это обдуманные и взаимовыгодные отношения между согласившимися сторонами, которые развиваются во времени и приводят к измеримым результатам (при этом они основаны на общих ценностях).

Сотрудничество–это такоевзаимодействие людей и организаций, при котором · совместно решается общая задача, причем действия партнеров направлены на результат; · каждая из сторон активна и вносит свой вклад; · партнеры ориентированы на долгосрочное сотрудничество и доверяют друг другу.

Наши рекомендации