Первое дело - мир освещать
Второе дело - скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.
Ш. 52. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что вы узнали об эвкалиптах? Как это объяснить? Письменно продолжите текст, употребляя глаголы в настоящем времени. Обозначьте спряжение.
Среди многих чудес, которые европейцы увидели в Австралии, были и эвкалипты. Леса из огромных деревьев с густой кроной почти не давали тени. Французский писатель Жюль Верн в романе «Дети капитана Гранта» так описывает это свойство эвкалиптов: «Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром. Поэтому лучи солнца проникают сквозь листву, словно через щели решётчатых жалюзи».
Один из героев романа замечает по этому поводу: «В этой стране, где воздух сух, где дожди редки, почва иссушена, эти узкие листья, защищаясь от солнца и чрезмерных испарений, обращают к солнцу не свою лицевую сторону, а ребро. Нет ничего умнее листа».
«И ничего более эгоистичного», - отвечает ему другой герой произведения.
(Продолжите его мысль.)
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 53. Тема «Глагол»
Проспрягайте письменно глаголы бежатьи хотеть.Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению и называются разноспрягаемыми.
III. 54. Тема «Глагол»
Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.
Плывёт, плывёт кораблик, Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
Па палубе матросы -Четырнадцать мышат. Плывёт, плывёт кораблик Па запад, на восток.
Канаты - паутинки.
А парус - лепесток.
Ведёт корабль утка, Испытанный моряк. - Земля! - сказала утка. -Причаливайте! Кряк!
(Английская народная песенка)
III. 55. Тема «Глагол»
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. Выпишите глаголы в две группы.
В леса-чудеса
Мы поед.. м с тобой.
Там брод..т у озера
Лось голубой.
Там чащу хвостом
Подмета..т лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.
В леса-чудеса
Мы поед..м.
Там встретимся
С Умным Медведем,
Заглян..м к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.(Г. Сапгир.)
III. 56. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что нового вы узнали из текста? Попробуйте пофантазировать и закончите последнее предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов, обозначьте спряжение.
Плоская, как большой блин, рыба камбала живёт всегда на дне моря. Лежит и вверх поглядывает - не плывёт ли к ней добыча. Чтобы быть незаметной, камбала изменяет свой цвет: на жёлтом песке она становится жёлтой, затаится на тёмном иле - и сама потемне..т, а на пёстрых камнях - и она пёстрая. Однажды на дно аквариума положили...
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 57. Тема «Глагол»
Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы в две группы. Выделите окончания. Укажите лицо и число.
У цапли клюв - пика. Долго стоит цапля на берегу - застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза..т воду. Удар - и добыча оглушена. Схват..т, подброс..т цапля свою поживу и проглот..т. Да так ловко лов..т, что проскакивает рыбка сквозь
глотку головой вперёд. Так она ни за что не застрян..т.
(Из «Энциклопедии для детей»)
III. 58. Тема «Глагол»
Прочитайте. Как вы представляете себе беззубку? Что вы узнали о ней? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Беззубка- это ракушка, у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высун..т беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогн..т, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три сантиметра, отдохнёт и снова в путь. Она тихоход: за час мож..т проползти тридцать-сорок сантиметров. Через одну трубочку беззубка втягива..т воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш.59. Тема «Глагол»
Как называются глаголы: слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть? Почему? Проспрягайте письменно глаголы смотретьи дышать.
Ш.60. Тема «Глагол»
Прочитайте. О каком дереве идёт речь? Выпишите глаголы прошедшего времени. Укажите число и род.
Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у неё не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья! Стой вечно зелёным!»
(Из «Энциклопедии для детей»)
III. 61. Тема «Глагол»
Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.
Ветер
В наш лес
Песню донёс.
Песню пролаял
Охотничий пёс.
Волк
Эту песню
Провыл на опушке.
Дружно
Проквакали
Песню
Лягушки.
Бык
Эту песню
Как мог промычал.
Рысь
Промурлыкала.
Сом
Промолчал.
Филин
Прогукал.
Уж
Прошипел.
А Соловей
Эту песню
Пропел.
(Г. Сапгир)
III. 62. Тема «Глагол»
Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не.Какие глаголы с частицей невы «подсказали бы» Магдалине Харитоновне? Запишите их.
Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зелёных ягод не есть и ещё штук пятнадцать разных противных «НЕ».
(С. Голицын)
III. 63. Тема «Глагол»
Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей НЕ.
1. В дому своём не ленись. 2. На войну выйдя, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не придавайтесь, ни спанью. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. 3. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. 4. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. 5. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. 6. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели.
(«Поучение Владимира Мономаха детям»)
III. 64. Тема «Глагол»
Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей НЕ.
Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком.« Ну где же быть военным!» - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!». Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.
Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов - бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.
(С. П. Алексеев.)
III. 65. Тема «Глагол»
Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение.
Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов выделите приставки.
Отчего в морозы трещат деревья?
Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерза..т, как вода. Когда вода замёрзн..т, она раздаётся; а когда ей нет места раздаться, она разрыва..т деревья.
Отчего вода не сжима..тся, как железо, от холода, а раздаётся, когда замёрзн..т? Оттого, что, когда вода замёрзн..т, её частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.
Для чего вода не сжима..тся, когда замёрзн..т? Для того, чтобы вода в реках и озёрах не замёрзла до дна.
(Л. Н. Толстой.)
III. 66. Тема «Глагол»
Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число. Выделите окончания.