Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности
Большинство философских учений приводит нас к выводу о том,, что единственный достойный человека способ жизни, способ реализации себя как личности есть путь осознанного самосовершенствования. В фундаменте самосовершенствования личности лежит развитие самосознания. Личность не сводится только к сознанию и самосознанию, — утверждают психологи. Но без сознания и самосознания не существует личности.
Проблема развития самосознания не может быть решена без формирования внутреннего мира как значимого для человека.
Родившись, человек входит в мир, который его окружает и с которым он взаимодействует. Но есть и дугой мир — наших чувств, переживаний, мыслей, иллюзий, мечтаний, который мы называем внутренним миром. Соответственно существованию этих двух миров двойственно и наше сознание. Оно включает две составляющих: одна направлена вовне, в мир внешний, на окружающие нас предметы и людей, другая — на внутреннюю сущность самого себя, на созерцание себя, своего духовного мира. Таким образом, по И. М. Сеченову, сознание возникло сразу в двух формах — предметного сознания и самосознания. Результатом деятельности предметного сознания является знание о мире, самосознания — знание человека о самом себе и своих возможностях.
Первоначально процесс формирования «Я» человека связан с развитием сознания, то есть способностью человека идеально отражать окружающую действительность.
«Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, — пишет С. Л. Рубинштейн. — Только с момента выделения себя из окружающего, осознания своей самостоятельности, своей обособленности от окружающих людей ребенок приходит к самосознанию» (1, с.239-240).
Вместе с тем развитое самосознание не изолирует человека от окружающего мира, а обогащает его представления об этом мире. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, человек открывает для себя целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущения собственного тела.
Если сознание делает более гибкой, целесообразной и результативной внешне направленную деятельность человека, то самосознание, обращенное внутрь психической и физической сущности человека, повышает надежность, устойчивость, стабильность самого человека. Вот почему совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии — развитии ее самосознания.
Деформация сознания современного человека, о которой говорят сегодня философы, происходит потому, что нарушается гармония между внутренним и внешним миром. Мир чувств и переживаний, оставаясь невостребованным, все больше тускнеет и гаснет, происходит его духовное обеднение. Механистичность сознания современного человека является результатом умственной ориентации его на предметный мир. «Мир начал выглядеть механистичным, материалистичным, логизированным, жестко детерминированным. Духовность, сознание, смыслы, свобода, спонтанность — все это ушло на задний план, перестало быть вездесущей самостоятельной сущностью... Успех такого видения мира очевиден, как очевидны и неудачи: мы до сих пор так и не узнали ничего о природе человека и, более того, утратили близость с природой и потеряли связи со Вселенским (духовным) началом жизни», — отмечает В. Налимов (2, с. 16).
Философы говорят о возникновении сегодня нового миропонимания. Мир начинает выступать в сознании современного человека нелогизированным, не поддающимся четкому и однозначному определению, спонтанным и многозначным, воспринимаемым и отражаемым через собственное «Я» человека. Когда я осознаю свой внутренний мир, я по-другому начинаю смотреть на внешний мир. Тогда ничто во внешнем мире не воспринимается в виде застывших форм. Мое мышление все время находится в движении, мое сознание рождает стихийные, спонтанные формы, мыслеобразы, которые никогда не являются завершенными, плоскими, догматичными. Тогда мир воспринимается мной во всем его многообразии, изменчивости, тогда мое сознание становится открытым изменяющемуся миру. Открывая себя, я открываю окружающий меня мир в движении, я готов к постижению нового, еще не изведанного, а следовательно, к постоянному изменению и совершенствованию себя.
Итак, внутренний мир может и должен стать миром деятельности человека так же, как и внешний мир. На что же должна быть направлена эта деятельность? Каковы способы ее реализации?
Самоопределение и самосовершенствование включают в себя четыре основных взаимосвязанных компонентов: самопознание, самопонимание, самоконтроль и саморегуляцию.
Важнейшим инструментом каждого из них является рефлексия.
В нашем обществе сформировалось довольно негативное отношение к этому свойству человеческого сознания. Идеалом является человек действия, а склонность к рефлексии и самоанализу воспринимается как слабость, как «самокопание». Между тем без рефлексии невозможно ни познание себя, ни движение человека вперед по пути духовного самосовершенствования. Попробуйте ответить на вопрос: в каких случаях рефлексия — благое дело и способствует развитию духовных сил личности, а в каких случаях носит отрицательный характер и мешает нормальному развитию личности?
Что подвержено рефлексии человека? Мир его ощущений, чувств и переживаний, его мысли и поступки. Задумывались ли вы над тем, какие мысли преобладают в вашем сознании, почему они возникают, как развивается мысль, положительное или отрицательное направление она приобретает? Анализируете ли вы постоянно возникающие у вас чувства и переживания, оцениваете ли свои поступки и действия? Если да, то у вас развита способность к рефлексии.
Каждый ли человек осмысливает все то, что он ощущает, чувствует, переживает, думает? Безусловно, есть люди, внутренний мир которых развит на интуитивном уровне. Они рефлексируют лишь иногда, но чаще всего не осознают и не понимают, что с ними происходит. И как результат — те алогичные, немотивированные поступки, которые совершают молодые люди, ставящие порой в недоумение не только окружающих, но и самого провинившегося: неужели я мог это сделать? Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен владеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ.
Итак, рефлексия — основной путь получения новых знаний о самом себе и о других, которые не приходят к человеку извне, но только через себя, через постоянное осознание того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Почему современный человек так редко обращается к своему внутреннему миру? Что мешает ему погрузиться в него, прочувствовать его, отрефлексировать свои состояния? Безусловно, наша включенность во внешний мир. Но во многом — ложные ориентации, заложенные в системе социальных установок, нацеливающие человека в основном на внешнюю деятельность. Сегодня мы ищем те пути, которые позволили бы человеку заглянуть в себя, научиться управлять собой. Человечество уже наработало многие приемы и способы, позволяющие человеку сосредоточиться на самом себе и воздействовать на себя. Эти приемы составляют область специфического знания, которое называется психотехникой.
Владение психотехникой необходимо врачам, психологам, педагогам, всем тем, кто занимается физическим и духовным совершенствованием и самосовершенствованием человека. Смысл всех существующих психотехник — достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на саморазвитие человека, основано на четырех принципах или способах самопознания и саморегуляции.
С п о с о б п е р в ы й : р е л а к с а ц и я. Релаксация — это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:
— для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию, самовнушению;
— в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;
— в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение (учитель перед уроком, студент перед экзаменом и т. д.).
На чем основано действие релаксации?
Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: наше тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело. Следовательно, для того чтобы вызвать внутреннее состояние покоя, нужно уметь расслабить свои мышцы, свое тело. Попробуем проверить.
Сожмите губы, зубы, сдвиньте брови — сделайте сердитую маску. Ваше состояние? А теперь расправьте брови, разомкните зубы, раздвиньте губы в улыбке. Ваше самочувствие? Вы убедились в единстве телесного и психического состояния человека?
Это лишь минутные состояния. Но есть состояния, которые закрепляются и постоянно воспроизводятся нами, превращаясь в наше внутреннее напряжение, скованность. Это напряжение не улавливается нашим сознанием, но создает преобладающее самочувствие, которое проявляется в теле в так называемых мышечных зажимах. Оно мешает нам свободно жить, чувствовать, двигаться, мыслить. У пожилых людей зажимы легко определить по морщинкам.
Надбровье, переносье, веки сильно напряжены у людей, привыкших сосредоточенно и бесплодно думать над тяжкими проблемами. Рот, губы, челюсть — у тех, кто страдает от одиночества, раздражителен. Шея, затылок, плечи — у неуверенных в себе, излишне ответственных людей, часто еще совсем молодых, тех, кого родители подавляли.
Руки, согнутые в локтях, пальцы рук, готовые сжаться в кулаки, челюсти — в желваки, брови — в судорогу сосредоточенности — зажимы, свойственные людям раздражительным, беспокойным, избыточно деятельным.
Смех в неподходящей ситуации — тоже зажим, свидетельствующий о том, что человек испытывает чувство неловкости, растерянности.
Как же человек может расслабиться? Прежде всего необходимо принять удобную позу, закрыть глаза (наиболее известна поза «кучера»: лежа на спине или сидя, откинувшись в глубоком кресле).
Первый шаг к релаксации — правильное дыхание. Делая глубокий брюшной вдох и медленно выдыхая ртом, вы снимаете напряжение тела и мозга, подготавливая себя к более уравновешенным реакциям, освобождая внутреннее видение.
Другой способ — расслабление мышц и сосудов с помощью ощущений «тяжести» и «тепла», вызываемых целенаправленным мысленным сосредоточением на определенной части тела.
Третий прием — психическое замедление. Попробуйте, например, представить себя черепахой и переключитесь мысленно на ритм ее движения.
Четвертый прием — сосредоточение внимания на предмете (например, блестящей свече, маятнике) и отключение от мыслей. Подробнее с этим и другими приемами вы познакомитесь в ходе практического занятия.
Необходимо помнить, что выход из состояния релаксации, если она глубокая, должен быть постепенным. Для внутренней тонизации организма надо напрячь мышцы: согнуть и разогнуть руки или хотя бы просто напрячь и расслабить их, дышать глубоко. Эффект выхода из состояния релаксации наступает значительно позже, если сначала открыть глаза, а потом только напрячь мускулы и углубить дыхание.
Итак, ваше тело расслабилось и готово к погружению в себя. Для того чтобы вы смогли прочувствовать свои физические, эмоциональные, интеллектуальные состояния, вам не обойтись без других психотехнических приемов.
С п о с о б в т о р о й: к о н ц е н т р а ц и я. Концентрация — это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Вы сидите в саду и слышите разные звуки. Поют птицы, жужжат насекомые, шелестит ветер. Среди привычных вам звуков вдруг возникает один, который привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя этот звук среди других.
Для того чтобы прочувствовать свое внутреннее состояние, вы можете сосредоточиться на своих зрительных, звуковых, вкусовых, телесных и других ощущениях, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в вашем сознании, и т. д.
В основе концентрации лежит управление вниманием. Навык сосредоточения базируется на следующих свойствах внимания:
— на умении фокусировать свое внимание на определенном предмете;
— на развитии произвольного внимания, возникающего под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;
— на достаточно широком объеме внимания — он позволяет одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах: на ощущениях в теле, на зрительных и слуховых образах, на умственных операциях и т. д.;
— на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли — на другие;
— и наконец, на умении задерживать внимание на одном объекте.
Долгие созерцания испокон веков использовались для медитаций и вызова особого творческого состояния.
С п о с о б т р е т и й: в и з у а л и з а ц и я. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые он испытывал когда-то, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию. Воспроизводя в своем сознании образы внешнего мира, мы более глубоко постигаем этот мир и осознаем свою связь с ним. Наконец, с помощью визуализации мы заставляем работать свое подсознание, то есть то, что находится за пределами осознаваемого нами, но определяет, формирует наши чувства, мысли, характер.
Так, можно, например, в состоянии релаксации попробовать увидеть образ зеркала и себя в этом зеркале. И после небольшого интервала времени люди, занимающиеся визуализацией, видят образ какого-то животного, зверя или что-то другое. То, что видит человек, указывает ему на особенности его характера и поведения в жизни. Проявляются, выплывают из подсознания загнанные внутрь чувства и переживания. Одним такие упражнения дают ощущение усиления внутренней гармонии и просветления, другим — помогают понять себя и найти пути решения своих проблем.
С п о с о б ч е т в е р т ы й: с а м о в н у ш е н и е. Самовнушение — это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение — это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения — в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе. Эти слова усиливают веру в то, что вы в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, по которому надо идти.
Правила самовнушения
Самовнушение:
— должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным. Нельзя внушать себе негативное;
— должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не может содержать частицы «не». Формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу.., я могу.., я буду.., я есть..;
— предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Самовнушение — основной способ самопобуждения или саморегуляции. Вместе с тем это способ самопознания. Формулы самовнушения необходимы для того, чтобы вызвать состояние релаксации: «Моя правая рука тяжелая...» «Я совершенно спокоен...» или визуализации: «Перед моим внутренним взором появляется цвет... Я ясно вижу свой цвет...»
Релаксация, концентрация, визуализация и самовнушение — приемы, на которых основаны различные техники саморегуляции и духовного самосовершенствования, такие, как аутотренинг (АТ) и медитация. Наиболее древняя и сложная из них — медитация. Согласно Большой Советской Энциклопедии, медитация есть умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности (3, с.562). Медитация предполагает полное отключение человека от внешнего мира и погружение в глубину собственного «Я».
Аутогенная техника была разработана в 20 — 30-е годы нашего века немецким психотерапевтом Г. Шульцем. Ее цель — психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. Если приемами АТ может овладеть любой человек, то медитативная техника требует больших волевых усилий и самодисциплины.
Философы отмечают появление сегодня нового способа познания себя и мира — с помощью медитативного мышления, которое выступает своего рода альтернативой традиционному логическому мышлению. Они утверждают, что только с помощью медитативного мышления человек может познать себя, проникнуть в тайны природы, прикоснуться к реальности наших связей с планетами, с Землей, где мы живем, с людьми, с другими народами.
Мы являемся свидетелями и участниками удивительных преобразований, происходящих в самосознании всего человечества, отдельных людей. Открывается множество новых путей, ведущих к духовному совершенствованию человека. Какой из них изберете вы?
Подумайте об этом:
Мы мечтаем о путешествии во Вселенную; но разве не заключена Вселенная внутри нас? Мы не знаем глубин нашего духа.
Новалис
* * *
Мироздание гораздо обширнее, чем мы его себе представляем; углубитесь внутрь себя, и вы найдете там громадные, еще не открытые области. Каждый человек властелин такого царства, перед которым ничто владение любого царя.
Г. Д. Торо
* * *
Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и безусловного труднее всего.
Аристотель
* * *
Нам некуда бежать, кроме как внутрь самих себя, в самость, как средоточие нравственных ценностей.
А.Маслоу
* * *
Высшая стадия духовной культуры наступает тогда, когда мы понимаем, что должны контролировать свои мысли.
Чарлз Дарвин
* * *
Все мы очень озабочены тем, как использовать ту небольшую часть нашего сознания, которую называем рассудком... Мы учимся сначала в школе, затем в институте, а все равно ощущаем себя несчастливыми, мы сомневаемся, мы ничего не знаем. Знать же мы начинаем только тогда, когда с уровня рассудка мы попадаем на уровень духа.
А. Эверетт
* * *
Самовнушение... это влияние воображения на духовный и физический аспекты человеческого бытия. Когда воля и воображение вступают в конфликт друг с другом, всегда побеждает воображение, исключений здесь быть не может.
Эмиль Кюи
Советуем прочитать:
1. Алиев Х. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. — М., 1990.
2. Водейко Р. И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. — Минск, 1983.
3. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1989.
4. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг. — М., 1990.
5. Леви В. Искусство быть собой. — М., 1991.
6. Петров В. Самовнушение в древности и сегодня. — М., 1986.
Источники:
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2. – М., 1989.
2. Налимов В.В. Вездесуще ли сознание? // Человек. – 1991. - №6. – С.
3. БСЭ. – Т.15. – М., 1974.
4. Уотсон Д. Путь к здоровью и творческой активности // Твое здоровье. – М., 1990. – С.3-7.
Я-концепция» учителя
Окружающий нас мир огромен и безбрежен, но все, что в нем существует, сконцентрировано вокруг одной маленькой песчинки — одного-единственного человека, которым являюсь «Я». Мое «Я» незаметно в огромном мире, но для меня оно — единственно реальное, осязаемое. Только благодаря моему «Я» окружающий мир становится доступным восприятию и пониманию. «Я» — нечто совершенно особое, не похожее ни на кого другого, и вместе с тем в нем есть что-то, что роднит меня с другими. Так что же такое мое «Я»?
Этот вопрос волнует и ученых, и каждого отдельного человека, особенно в период его становления.
Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как «духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и себе самой» (1, с.577). Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание». Но оно не исчерпывается ни тем, ни другим. И. Кон обращает внимание на то, что «Я» — не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.
Пытаясь разграничить понятие «личность» и «Я», американский психолог У. Джемс пишет: «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным — частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую — «Я» (2, с.80-81).
Наше «Я» — это отображение самого себя в сознании человека. Безусловно, «Я» — это продукт самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Существует физическое «Я» — мое тело, моя внешность, мое физическое состояние. Эмоциональное «Я» — мои чувства и переживания, настроения. Интеллектуальное или умственное «Я» — мир моих мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность, имеющее определенные ценности, интересы, установки. Это — социальное «Я».
Итак, «Я» можно считать результатом сложнейшей интеграции в единое целое различных психических функций и свойств человека.
Иной подход к определению сущности человека предлагает восточная философия и психология.
Критикуя западную традицию в определении «Я», Роси Дзесю Сасаки в статье «Где находится «Я»?» говорит о существовании двух «Я» — индивидуального «Я» и абсолютного «Я» (3). Индивидуальное «Я» — это то, что связано с мироощущением человека, выделяющего себя из окружающего мира, воспринимающего себя как уникальное, оригинальное, отдельное от других. Абсолютное «Я» — это то, что связывает человека со всем миром, с другими людьми, растворение себя в момент объединения с другим «Я», в котором не остается никакого переживаемого «Я».
Такое абсолютное «Я» проявляется в моменты медитации — выхода за пределы индивидуального «Я» или любви, когда вы растворяетесь в чувстве духовного единения с другим. Абсолютное «Я» существует вне сознания человека, а индивидуальное «Я» есть лишь момент, часть, краткий миг существования абсолютного «Я». Индивидуальное «Я» не обладает постоянной природой. Оно возникает в ограничивающей деятельности абсолютного.
Трагедией современного воспитания, считает автор, является то, что нас учат утверждать только индивидуальное «Я», развивают лишь один аспект. На этом основана нынешняя культура, поэтому она представляет только человеческое желание. Постижение абсолютного «Я» помогает человеку освободиться от привязанности к индивидуальным желаниям, подняться над ними и с радостью ограничивать их. Только тогда мировые проблемы и проблемы других людей станут естественными проблемами каждого, возникнет взаимопонимание между людьми.
А пока попытаемся разобраться в своем индивидуальном «Я» и осмыслить, какую роль играет образ «Я» в самосознании и самосовершенствовании человека.
Поскольку «Я» — это отражение самого себя, взгляд изнутри, соответственно у каждого человека формируется свой образ «Я» или то, что психологи называют «Я-концепция». Я-концепция — совокупность всех представлений индивида о себе, установок на себя: кто я? Что я собой представляю? Какой я? Как научное понятие она появилась не так давно и связана с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса. Гуманистическая психология отстаивает приоритеты самой личности в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, сосредоточивает внимание на постижении и развитии внутренних сил личности, ее эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, восприятиях и устремлениях. Отношение к миру и окружающим людям, способность к самостоятельным решениям, свободным и ответственным действиям зависят от того, каковы представления человека о самом себе, какова его Я-концепция. Формирование Я-концепции считается одной из важнейших задач воспитания и обучения детей.
Я-концепция — достаточно сложное и многоуровневое образование. Представим некоторые ее составляющие с помощью схемы, разработанной Р. Бернсом (в сокращении) (рис.4).
Итак, «реальное Я» — это то, каким человек кажется себе в действительности, каким он видит себя в данный момент. «Идеальное Я» — каким он поставил себе цель быть или то, к чему неосознанно стремится, о чем мечтает. «Идеальное Я» является основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста. «Зеркальное Я» хранит в себе наши смутные, а иногда и ясные представления о том, что думают обо мне другие люди, каким я выгляжу в их глазах. «Я зеркальное» — это то, что заставляет нас страдать или радоваться, зачастую ограничивает нас в наших действиях и развитии или, наоборот, стимулирует.
Рис. 4. Я-концепция как совокупность установок на «себя»
Во всех этих «Я» мы осознаем себя как существо физическое, эмоциональное, умственное, социальное. У нас есть представление о своем физическом облике и идеале, к которому мы стремимся, представление о том, как воспринимают наш внешний облик другие, и т.д.
Существует ли зависимость между этими структурными компонентами Я-концепции? Безусловно. Они взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Мое физическое реальное представление о себе «Я слишком полный» формируется под влиянием моего убеждения в том, что так воспринимают меня другие («Я зеркальное»). Оно, в свою очередь, рождается от того, что большинство моих друзей — стройные и худощавые люди, следовательно, это норма, эталон, к которому мне надо стремиться («Я идеальное»). Таким образом, наши внутренние установки зависят от того, как мы воспринимаем окружающий нас мир и какие эталоны, ценности господствуют в этом мире.
У А. И. Куприна есть прекрасная сказка — «Синяя звезда». Принцесса, дочь короля горной страны, отрезанной от всего мира, узнает о том, что она безобразна (долгие годы от нее это скрывали, спрятав все зеркала в государстве). Несчастная и одинокая, она убегает в горы и находит там сорвавшегося с утеса раненого юношу, такого же некрасивого, как и она сама. Он оказывается сыном французского короля и влюбляется в свою спасительницу. Когда принцесса приезжает со своим женихом к нему на родину, ее признают первой красавицей Франции. Оказалось, что с точки зрения европейского эталона красоты, безобразны были жители горной страны, а принцесса унаследовала внешние черты своего предка, короля-иноземца. Не правда ли, очень похоже на «Гадкого утенка» Х. К. Андерсена?
Нормы и эталоны, заданные нам окружающими, определяют наше отношение к себе. Но всегда ли они действительно истинны? Об этом стоит задуматься.
Поскольку «образ Я» — это наши собственные представления, они могут быть искажены. И не всегда другие воспринимают нас так, как мы об этом думаем, не всегда мы в действительности такие, какими себя представляем, не всегда воображаемый идеал — это то, к чему обязательно надо стремиться. То есть, Я-концепция не всегда отражает истинную сущность нашего «Я».
Каким же образом складывается Я-концепция человека? Представим этот процесс в виде схемы (рис.5)
Рис. 5. Образ Я
Я-концепция представляет собой единство рационального и эмоционального, конкретному знанию о себе всегда сопутствует переживание того, что человек в себе открывает, осознает. Основным инструментом формирования образа «Я» становятся самооценка и оценка человека другими людьми.
Самооценка является не только инструментом создания образа «Я», но и одной из его составляющих. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности. Оно складывается на основе не только собственных суждений индивида о себе, но и суждений (оценки) других людей. Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психическое здоровье.
У. Джемс предлагает такую формулу для определения самооценки человека (2, с.91):
Повысить самооценку человек может, либо увеличив числитель — свои реальные достижения, либо уменьшив знаменатель — уровень своих притязаний.
Таким образом, наше самочувствие, наша самооценка зависят от нас самих. Часто у человека формируется завышенная самооценка, что проявляется в излишней самоуверенности, самонадеянности, неспособности реально оценивать свои возможности. Заниженная самооценка рождает излишнюю застенчивость, неуверенность в себе.
Человек не раскрывает свои потенциальные возможности, не реализует себя как личность. И в том и в другом случае возникает чувство неудовлетворенности, приводящее порой к эмоциональным срывам и депрессии. Очень важно, чтобы у человека была адекватная самооценка, формировалось реальное представление о себе и своих возможностях.
Когда впервые возникает Я-концепция у человека? Невозможно указать точно этот момент. Она формируется постепенно, с развитием самосознания ребенка. Первый шаг к ней — выделение себя из окружающего мира, установление своей отдельности, непохожести на других (я не такой, как все).
Микропрактикум
Вспомните, каким образом вы в детстве осознали свою индивидуальность. Опишите те обстоятельства, которые заметно повлияли в детстве на развитие ощущения, что вы — отдельное существо, на возникновение у вас чувства собственной уникальности.
Образ «Я» зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. У него возникает или чувство самодовольства, или смутное недовольство собой.
Высокий уровень развития самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только тогда формируется целостная, неискаженная концепция «Я», соответствующая истинному «Я» человека.
Для чего необходимо развитие Я-концепции вообще и учителя в частности?
Прежде всего для понимания самого себя. Расхождение между концепцией «Я» и истинным «Я» человека ведет к неумению предвидеть, как он сам себя поведет в той или иной ситуации, особенно экстремальной. Многие люди, внезапно совершившие алогичные действия или преступления, с удивлением спрашивали себя: неужели это я? Неужели я на такое способен?
Понимание самого себя — исходный толчок самосовершенствования личности. Существующее расхождение между «образом Я» и «истинным Я» («Я» действующим) (см. 4, с.90-91) воспринимается человеком как дискомфорт. Возникает стремление выйти из этого дискомфорта. Но каким образом это сделать? Первая реакция (примитивного типа) — выстраивание психологических защит. Одна из таких защит — замещение, оправдание себя путем переноса ответственности на других (причина не во мне, а в других людях).
Существует множество других защит, самая распространенная среди них — агрессия. Так, женщина, не испытавшая материнских чувств по отношению к своему сыну, но не желающая разрушать свой образ «хорошей матери», обвиняет во всех конфликтных ситуациях «плохого ребенка», агрессивна по отношению к нему.
Учитель, создавший о себе представление, что он «хороший учитель», убежден в отсутствии интереса к своему предмету и слабых знаниях «плохих учеников». Таким образом, человек временно преодолевает дискомфорт, но истинные причины его остаются не поняты и не устранены.
Человек с развитой Я-концепцией осознает причины дискомфорта как проявление собственных проблем, стремится прежде всего изменить что-то в себе. Тогда шум, отсутствие интереса к уроку у учеников учитель воспринимает как сигнал о том, что что-то не в порядке в нем самом. У него возникает потребность в переосмыслении своего поведения, совершенствовании своего профессионального мастерства.
Принятие себя
Жизненная функция самосознания — не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную Я-концепцию. Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности.
Многие из нас реализуют себя потому, что у нас отсутствует позитивное самовосприятие, позитивное представление о себе. Негативная Я-концепция, которую формируют у ребенка родители и учителя, чаще всего является причиной повышенной тревожности, ранимости или агрессивности, которые создают затруднения в обучении и общении с другими людьми. Исследования показывают, что успехи детей в учебе прямо зависят от ожидания учителя. «Даже самый незначительный комментарий учителя может восприниматься школьником как тотальное отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я», — утверждает Р. Бернс (5, с.291)..
Вместе с тем существует тесная связь между Я-концепцией учителя и учащихся. У учителя, имеющего положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивную Я-концепцию, чем у учителя с противоположной тенденцией.
Итак, необходимость позитивного самовосприятия человеком самого себя очевидна. Условием формирования позитивной Я-концепции является принятие себя, любовь к себе.
Общепринято отождествлять понятие «любовь к себе» с понятиями «эгоизм», «себялюбие». Эгоизм не идентичен любви к себе — утверждает гуманистическая психология. Такое отождествление происходит потому, что мы неверно понимаем сущность любви. «Подлинная любовь — это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность» (6, с.37). Любовь к человеку, уважение, понимание его невозможны без уважения и собственной целостности и уникальности. Человек, не обладающий чувством собственного достоинства, не способен ценить его в других людях. Так называемая неэгоистичность означает только неспособность любить. Э. Фромм приводит пример: «неэгоистичная» мать посвящает всю жизнь ребенку. Она убеждена, что ее ребенок благодаря ей узнает, что значит быть любимым, научиться любить. Результат ее «неэгоистичности» — формирующаяся у ребенка тревожность, скрытая вражда к жизни, боязнь материнского неодобрения и того, что он не оправдает ожидания матери. Женщина, которая отказывается от жизни полноценной, эмоционально насыщенной, не научит любви к жизни. И с другой стороны, нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя.
Может ли учитель, который не любит себя, не уверен в себе, воспитать счастливых, уверенных в себе, обладающих чувством собственного достоинства учеников? В каждом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что он ценит себя. Почему мы зачастую боимся проявлять это?
Микроисследование
Попробуйте со своими близкими или знакомыми провести такой эксперимент: попросите их сказать о себе что-нибудь хорошее и зафиксируйте время, затраченное ими на размышление. Потом предложите им сказать о себе что-нибудь плохое и также зафиксируйте время. Сравните, в каком случае им понадобится больше времени на размышление.
Человек, как правило, более ориентирован на мнение других. Мы с детства живем в системе жестких оценок себя, сначала — другими людьми, потом самим собой. И зачастую не замечаем, что наши оценки — это копии чужих оценок, причем чаще всего — отрицательных: «Ничего из тебя не выйдет», «Ты ленив и неаккуратен, забывчив, необязателен, безответствен» и т. д.
В нашей культуре не принято положительно оценивать себя. Человеку, который нарушает это правило, часто приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного» и т. п. Мы ждем похвалы и одобрения от других.
Мы убеждены, что сможем совершенствоваться, только если будем критически оценивать себя. Гуманистическая психология утверждает: чувство вины и наше внутреннее убеждение «Я недостаточно хорош» не помогают, а препятствуют потребности изменить себя. Только принятие себя таким, какой я есть, позитивное отношение к себе рождает потребность и возможность решить свои проблемы, уверенность в том, что у меня есть все, чтобы достичь своей цели. «Единственное, с чем человеку надо работать, — это его мысль, а мысль можно сознательно изменить, — считает Луиза Хэй, автор книги «Как исцелить свою жизнь». — Мы думаем, что, если мы будем думать о негативных моментах, положительное автоматически придет в нашу жизнь. На самом деле все наоборот. Вспомните, сколько раз вы концентрировались на том, чего вы не хотите? Получили ли вы то, что вы хотели? Наверное, нет. Чем больше у вас отрицательных мыслей, тем больше вы создаете отрицательного у себя в жизни. Так освободите себя от отрицательных мыслей и обратите ваше внимание на то, чего вы действительно хотите в своей жизни. Давайте превращать наши отрицательные убеждения в положительные» (7, с.18).
Самораскрытие
Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы открыты для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием наиболее отчетливо представлена в модели, которую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 6).
Рис.6. Окно Джогари
Каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содержания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» — это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).
Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания — понимания самого себя. Увеличивается «Арена» — уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Понимание». Открываясь другим, мы приобретаем то, что другие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их (8, с.74-75).
Безусловно, способность быть открытым зависит как от степени осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Было бы абсурдно требовать от нас раскрываться перед каждым встречным. Но мы в любых ситуациях можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремление к открытости каждого из нас открывает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя.
Открыть свое «Я», принять себя, сформировать целостный образ «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь в путь к себе!
А для начала попробуйте встречать каждый новый день следующими словами:
Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.
Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.
Я чувствую себя спокойным и расслабленным.
Я здоров и силен как духовно, так и физически.
Я способен добиться того, чего только захочу.
Я обладаю прекрасной памятью.
Я нравлюсь людям, люди любят меня.
Я прощаю себя, я принимаю себя.
Я осуществляю свою мечту.
Я полностью контролирую свои мысли, чувства и радости.
Радость, радость, радость!!!
Подумайте об этом
Этот узор генов, это живое, чувствующее, странное, изменяющееся... такого никогда раньше не было и не будет — и это ты... Любой — несравненно больше, глубже того, чем может себя явить, будь это профессия, стихи или внешность. Колышки оценок, на которые насаживаем себя и других, смехотворно тупы. Кладбище молчаливых тайн...
В. Леви
* * *
В человеке, несомненно, есть двойное «Я», истинное, реальное, глубокое, и «Я», созданное воображением и страстями, фиктивное, тянущее вниз. Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «Я».
Н. Бердяев
* * *
Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще.
Э. Фромм
* * *
Человеку отпущена одна-единственная жизнь, так проживите ее, не принижая своих достоинств! И пусть это будет ваш собственный выбор. Ведь именно в вашей голове рождается самооценка — высокая или низкая. Если вы застенчивы, то наверняка повесили на себя ярлык низкой самооценки. И хотя этот ярлык высечен на граните, попробуем все же расстаться с ним. С унижением должно быть покончено! Думайте о себе только хорошо. Поставьте перед собой серьезные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости. А потом научитесь честно и объективно оценивать то, чего достигли.
Ф. Зимбардо
* * *
Раскрывая перед собеседником душу, мы вдруг обнаруживаем, что ровным счетом ничего о себе не знаем. И вот приходится возводить здание этаж за этажом, по мере того как мы ведем по ним посетителя.
А. Моруа
Советуем прочитать:
1. Бахур В. Т. Это неповторимое «Я». — М., 1986.
2. Блага К., Шебек М. Я — твой учитель, ты — мой ученик. — М., 1991.
3. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. – М., 1992.
4. Леви В. Искусство быть собой. — М., 1991.
5. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984.
6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. — М., 1993.
7. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
8. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.
9. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1990.
10. Хэй Л. Исцели себя сам. Книги I, II, III. — М, 1996.
Источники:
1. Философский словарь. – М., 1986.
2. Джемс У. Психология. — М., 1991. — С. 80 — 119.
3. Пробуждение сердца / Под ред. Д.Уэлвуда. – Лондон, 1983.
4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
5. Бернс Л. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
6. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1990.
7. Хэй Л. Как исцелить свою жизнь // Путь к себе. — 1991. — № 20.
8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990.