Организация работы по развитию речи умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях
В специальных дошкольных учреждениях вся работа по развитию речи построена с учетом того, что становление речи протекает по тем же законам, что и в норме. Формирование речи идет в тесной связи с деятельностью детей, на основе расширения их представлений об окружающем и в процессе общения со взрослыми. Поэтому работа по развитию речи осуществляется в двух основных формах:
1.На специальных занятиях.
2.В повседневной жизни и деятельности.
Свободное общение происходит в быту, в процессе игр, в процессе элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время праздников и развлечений, во время других неречевых занятий.
Во все эти моменты создаются естественные условия для развития речи, обогащается их речевая практика. Однако надо иметь в виду, что на неречевых занятиях нецелесообразно отвлекать детей от их основной деятельности, требуя постоянного речевого сопровождения. Например, на занятиях по обучению игре взрослые должны руководить игрой и помогать детям в попытках речевой деятельности. Они должны подсказывать нужное слово, чтобы игра не прерывалась, однако не подменять одно занятие другим. Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.
Ребенок должен усваивать родной язык путем подражания речи окружающих, это в свою очередь выдвигает особые требования к речи взрослых:
· речь взрослых должна быть абсолютно грамотной и литературной, чистой в фонетическом отношении;
· тон и стиль речи взрослого должен быть доброжелательным и спокойным;
· речь должна быть эмоционально насыщенной;
· содержание речи взрослого должно соответствовать возрасту, развитию и интересам детей, опираться на их опыт;
· речь должна быть конкретной и четкой, не допускающей двоякого толкования.
На специальных занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.
Требования к проведению занятий по развитию речи;
· предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;
· обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;
· сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии
· воспитательный характер занятия;
· необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;
· правильная организация занятия;
· целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;
· оптимальная интенсивность нагрузок;
· эмоциональный характер;
· закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.
Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Это такие, как:
· частая смена видов деятельности;
· целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;
· игровая форма занятия;
· повторяемость материала;
· обеспечение переноса усвоенного способа действия.
Занятия по развитию речи проводит учитель-дефектолог; в младших и средних группах два раза в неделю, в старших и подготовительных группах -три раза в неделю. Занятия могут проводиться по подгруппам. На четвертом году обучения программой рекомендуется проводить занятие со всей группой.
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Задачи развития словаря умственно отсталых дошкольников вытекают из особенностей их речевого развития (бедность словаря, недостаточная предметная отнесенность слов, слабая связь с деятельностью, отсутствие в речи детей обобщенных слов) и конечной цели обучения родному языку в специальных дошкольных учреждениях (формирование правильной устной речи детей на основе овладения родным языком, формирование речевой готовности к школьному обучению).
Задачи работы:
1. Развитие понимания обращенной речи. Это специфическая задача работы с умственно отсталыми детьми, обусловленная недоразвитием у них данной стороны речи.
2. Обогащение словаря умственно отсталых детей, т.е. обеспечение количественного накопления слов, необходимых ребенку для общения.
3. Уточнение словаря (наполнение содержанием слов, уже известных детям. Это преодоление предметной неотнесённости, усвоение слов в соответствующей степени обобщения, преодоление ситуативного значения слова, усвоение многозначности слов, синонимии. Другими словами - это словарно-стилистическая работа, направленная на овладение точностью и выразительностью языка).
4. Активизация словаря - это введение новых слов в практику общения, перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный и включение слов в словосочетания и предложения.
Принципы работы по формированию словаря умственно отсталых школьников:
В основу формирования и обучения должен быть положен принцип единства формирования речи и мышления. Из этого основного вытекают и другие принципы работы по формированию работы:
· опора при формировании словаря детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности;
· связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями ребенка познания окружающегося мира.
Содержание словаря определяется программой. Это слова, которые обозначают близких ребенку людей; родственные и общественные отношения ребенка; части его тела; предметы быта, игрушки, вещи из интерьера дома и близлежащей территории; объекты и явления живой и неживой природы во все времена года; различные виды трудовой деятельности людей и другие явления общественной жизни.
Количественно указан и приблизительный уровень, к которому необходимо стремиться - 2,5 тысячи слов. Это программный минимум. Однако программа специального дошкольного учреждения не даёт четких указаний на объем словаря и его качественный состав в каждой возрастной группе. Сколько и каких слов нужно усвоить по определенной теме, определяет сам педагог. Объем словаря по конкретной теме определяется прежде всего уровнем речевого и умственного развития детей с учетом зоны их ближайшего развития. При этом стоит ориентироваться не столько на количественный рост словаря, сколько на то, чтобы каждое слово было наполнено правильным содержанием, и чтобы умственно отсталый ребенок полноценно усвоил его и пользовался им осознанно.
Методы формирования словаря умственно отсталых дошкольников:
·метод непосредственного наблюдения;
·показ предметов и действий, рассматривание картин и других изображений;
·различные виды детской деятельности;
·специальные дидактические игры и упражнения.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Условия, способствующие развитию понимания речи: пробуждение у умственно отсталых детей интереса к окружающей действительности, обогащение их жизненных представлений, формирование сенсорной основы (развитие восприятия); организация деятельности детей; воспитание потребности в общении.
Приёмы развития понимания речи в начальный период обучения:
1. Показ предмета с называнием. Примером могут служить дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Выставка игрушек». Обычно показывают небольшое количество предметов (1-2 предмета).
2. Побуждение к действиям. Взрослый даёт словесную инструкцию ребёнку, предполагающую ответ действием в конкретной ситуации. Например: «Подай вот ту книгу» (педагог уточняет инструкцию жестом).
3. Оречевление ситуации, т.е. многократное проговаривание ситуации педагогом. Используя реальные ситуации повседневной жизни, режимных моментов, взрослый называет предметы, которые берёт ребёнок, действия, которые производит в данный момент ребенок или взрослый, называет те ощущения, которые на данный момент испытывает ребёнок. При этом взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов, делает паузы, одни и те же слова использует в разных грамматических формах, все слова и фразы произносит с естественной интонацией: («Моем руки перед едой. Открываем кран. Берём в руки мыло. Намыливаем руки. Ах, какое душистое мыло. Ручки будут чистыми. Ополаскиваем руки, смываем мыло. Вытираем руки полотенцем. А теперь можно садиться кушать»).
4. Приём "одностороннего диалога" (собственных вопросов и ответов педагога) используется на занятиях и в повседневной жизни. Слова взрослого совпадают с эмоциональными и сенсорными ощущениями ребенка и таким образом становятся понятными: ("Что Даня делает? Кран открывает. Тёплая водичка течет из крана? Тёплая.")
5. Вопрос "Где ...?". Этот приём используется на занятиях для привлечения внимания к предмету, для выделения его из окружающей обстановки, для узнавания по слову, а не для того, чтобы ребенок действительно указал и словесно обозначил местонахождение предмета. Например, педагог пересадил куклу с одного места на другое и спрашивает: "Где кукла?" или толкнул мячик, чтобы он покатился: "Где мячик?"
Кроме перечисленных приемов, можно дать еще некоторые конкретные рекомендации относительно развития у умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста понимание обращенной речи (Г. В. Кузнецова, Т. В. Костина). В частности, в первый год обучения рекомендуется тщательно отбирать тот речевой материал, который используют воспитатели и родители в повседневной жизни. Не следует при общении с детьми в жизни слишком большой речевой поток, так как олигофрены не могут в полном объеме понять всю эту речь. Всем членам педагогического коллектива, группы (учителю, двум воспитателям и няне) нужно придерживаться одинаковых требований в речи: использовать простые фразы, в любой инструкции интонацией выделять ключевое слово и добиваться его понимания, новые слова вводить только в хорошо знакомой детям, ситуации; все предметы должны называться одинаково. По мере развития детей строгую дозировку речевого материала надо прекратить, чтобы дети привыкали к естественной речи окружающих и учились понимать смысл слов по контексту.
Дальнейшее развитие понимания речи осуществляется в процессе целенаправленной работы по обогащению и уточнению словаря.