Преступления, нарушающие право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку
К группе преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку, относятся три деяния: незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ч. 1 ст. 157).
Норма об ответственности за незаконное усыновление (удочерение) сформулирована в законе следующим образом:
«Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, —
наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».
Данное деяние было криминализировано относительно недавно. В 1995 г. Федеральным законом от 10 февраля 1995 г. № 28-ФЗ Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 1629? в которой предусматривалась ответственность за незаконную деятельность по усыновлению детей, совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
По данным официальной статистики, в России не зарегистрировано ни одного случая совершения данного преступления.
Статья говорит о незаконном усыновлении (удочерении60), передаче детей под опеку, попечительство и на воспитание в приемные семьи. Поэтому прежде чем анализировать уголовно-правовые аспекты этих явлений, требуется уяснение их цивилистического и семейно-правового содержания.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 124 СК РФ является их усыновление. Принципиальные основы данного института определены международным правом. Так, ст. 20 Конвенции о правах ребенка установила:
«1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала'' по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Конкретизация этих положений проводится в ст. 21: «Государства-участники, которые признали и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;
д) содействуют в необходимых случаях достижению стоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами».
Детально же процедура усыновления урегулирована Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275.61
Согласно этим документам усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством РФ порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел.
Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством РФ порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;
5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине:
6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Процедура усыновления включает в себя несколько этапов:
—обращение граждан РФ, желающих усыновить ребенка, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями;
—обследование органом опеки и попечительства условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, и выдача требуемого заключения;
—постановка на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители;
—предоставление кандидатам информации о детях, знакомство с детьми;
—обращение в суд с просьбой об установлении усыновления конкретного ребенка;
—принятие решения судом в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.
Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда об установлении усыновления.
Специфика усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ, состоит в следующем:
1) оно допускается лишь в случае, если не представилось возможности передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников;
2) дети могут быть переданы на усыновление по истечении 3 месяцев со дня поступления сведений о них в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
3) первоначальное обращение происходит в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи;
4) для усыновления ребенка — гражданина РФ, проживающего за пределами РФ, требуется согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы РФ, либо разрешение Министерства образования РФ, если ребенок или его родители никогда не проживали на территории РФ.
Ст. 154 УК предусматривает ответственность за незаконные действия по передаче детей под опеку и попечительство. Опека и попечительство в соответствии со ст. 123 СК РФ также являются формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство устанавливаются над детьми в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство— над детьми в возрасте от 14 до 18 лет в течение месяца со дня, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.
Согласно ст. 146 СК РФ, ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обладающие соответствующими нравственными и иными личными качествами, способные к выполнению опекунских обязанностей. Не допускается поручение опеки и попечительства лицам, лишенным родительских прав, больным хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненным ранее от выполнения обязанностей опекуна или попечителя, ограниченным в родительских правах, бывшим усыновителям (если усыновление было отменено по их вине), а также лицам, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по выявлению лиц, оставшихся без попечения родителей, установлению над ними опеки или попечительства и надзору за деятельностью опекунов и попечителей.
Следующим видом действий, которые могут составлять объективную сторону деяния, указанного в ст. 154 УК, являются незаконные действия по передаче детей на воспитание в приемные семьи. Правовые основы данного института определены Главой 21 СК РФ и Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.62
На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: сироты, родители которых неизвестны, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены либо не способны лично осуществлять их содержание и воспитание по состоянию здоровья.
Анализ же диспозиции ст. 154 УК РФ показывает, что законодатель не признает последствий конструктивным признаком данного состава преступления. Однако, принимая во внимание тот факт, что родовым объектом незаконного усыновления (удочерения) выступают интересы несовершеннолетних, их нормальное нравственное, физическое и социальное развитие, следовало бы сконструировать анализируемый состав по типу материального, где последствием указать вред, причиненный интересам несовершеннолетнего. В противном случае, например, если государственный служащий, ответственный за соблюдение правил усыновления (удочерения), за плату нарушает эти правила, но в интересах несовершеннолетнего усыновляемого, вряд ли обоснованным будет считать, что он совершил преступление против несовершеннолетних, так как в результате его действий страдают только интересы службы. Объект преступления выполняет в данном случае важную разграничительную функцию, в связи с чем его определение представляется весьма важным.
Некоторые авторы признают в качестве объекта незаконного усыновления (удочерения) интересы семьи, относя это преступление к соответствующей классификационной группе.63 Однако это не совсем так. Во-первых, необходимо уяснить, о какой семье идет речь. Согласно документам, анализируемым ранее, интересы родительской семьи несовершеннолетнего при незаконном усыновлении (удочерении) не нарушаются, поскольку ее либо вовсе нет, либо она не выполняет своих социальных функций. Означает ли это, что в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 154 УК РФ, страдают интересы второй семьи — приемной, семьи усыновителей, опекунов, попечителей? Не всегда. Если новая приемная семья успешно и правильно реализует свои обязанности по воспитанию и развитию несовершеннолетнего, если он сам чувствует себя в новой семье защищенным, то разрушение этой семьи в результате аннулирования акта усыновления (удочерения) в связи с его незаконностью, безусловно, нарушает наряду с интересами несовершеннолетнего и интересы благополучия приемной семьи. Однако, как мы указывали ранее, случаи незаконного усыновления, не причинившие вред несовершеннолетнему, вообще не стоит рассматривать в качестве преступления, предусмотренного ст. 154 УК. Если же незаконное усыновление (удочерение) не сопровождается улучшением статуса несовершеннолетнего в новой семье и изначально не преследовало подобной цели, то распад данной семьи не нарушает интересов семейного благополучия, поскольку такового и не было. В любой ситуации вред причиняется несовершеннолетнему, его праву на особую защиту, общественные отношения по поводу обеспечения которого и являются основным объектом данного преступления.
Объективная сторона анализируемого преступления в законе описана понятием «действия». Но следует заметить, что незаконное усыновление (удочерение) возможно и в форме бездействия: затягивание сроков процедуры, ненадлежащая проверка необходимых документов и др., что не снижает степень общественной опасности деяния, в связи с чем, требуется уточнение формулировок закона. Мы не можем воспользоваться термином «деятельность», известным УК РСФСР, так как она предполагает определенную систематичность, связанность составляющих ее деяний, а потому наиболее оптимальным представляется использование традиционной для бланкетной диспозиции формулы — «нарушение правил», поскольку порядок усыновления (удочерения), передачи детей под опеку (попечительство), в приемные семьи регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами.
Данные «действия» согласно ст. 154 УК могут иметь две разновидности:
а) неоднократные действия независимо от их мотивов;
б) однократные действия, совершенные из корыстных побуждений.
Анализируя первую из них, следует заметить следующее Уголовный закон (ст. 16) понимает под неоднократностью совершение двух и более, как правило, тождественных (но возможно, и однородных) преступлений. Само же по себе нарушение правил усыновления (удочерения) преступлением не является. Если же трактовать неоднократность более широко, в общеупотребительном смысле, как повторное совершение любого деяния, то получается, что преступлением признается повторное нарушение правил усыновления (удочерения), не являющееся преступлением, т. е. повторное совершение дисциплинарного проступка. Это еще больший абсурд, чем административная преюдиция, поскольку не только не свидетельствует об изменении степени общественной опасности деяния, но и не служит подтверждением асоциальной направленности лица, которое ни разу не привлекалось к правовой ответственности. В силу вышесказанного мы считаем, что признак неоднократности подлежит исключению из диспозиции ст. 154 УК РФ.
Предлагаемое изменение позволяет привлекать к ответственности по ст. 154 УК лиц, виновных даже в однократном нарушении правил усыновления, повлекшем причинение вреда интересам ребенка. Изложенная выше характеристика правил позволяет предположить и возможные преступные их нарушения. К их числу можно отнести:
— установление усыновления в отношении ребенка, не подлежащего усыновлению;
— признание усыновителями лиц, не имеющих права быть усыновителями;
— составление фальшивого акта по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка;
— усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, без его согласия, когда оно должно было быть получено;
— усыновление ребенка при отсутствии согласия его родителей на усыновление;
— получение согласия родителей ребенка на усыновление за вознаграждение до или после рождения ребенка;
— предоставление иностранным усыновителям информации о ребенке до истечения 3 месяцев со дня поступления сведений о нем в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
— установление (разрешение) межгосударственного усыновления без выяснения возможности усыновления ребенка внутри страны или родственниками;
— усыновление ребенка без согласия органов опеки и попечительства;
— уклонение от постановки на учет усыновленного ребенка в консульское учреждение РФ при межгосударственном усыновлении;
аккредитация в РФ иностранных органов и организаций по усыновлению при отсутствии законных оснований;
другие нарушения.
В силу бланкетности диспозиции ст. 154 УК при квалификации действий виновного должны быть точно указаны пункт и (или) статья нарушенных им нормативных документов.
Как было указано, поведение виновного должно повлечь за собой последствия в виде причинения вреда интересам ребенка. Таковыми последствиями следует считать:
— психические, душевные страдания и переживания ребенка;
— лишение ребенка гражданства РФ;
— нарушение права ребенка на свободу мнений и суждений;
— нарушение права ребенка на сохранение семейных связей;
— пребывание ребенка в социально-неблагополучной среде;
— следующие за усыновлением различные формы эксплуатации ребёнка;
— любое другое игнорирование его прав и отсутствие заботы о нем
Предлагаемая трансформация конструкции состава незаконного усыновления повлечет за собой и изменение характеристики его субъективной стороны. В настоящее время анализируемое преступление может быть совершено только умышленно. Умысел при этом не подразделяется на прямой и косвенный и состоит в осознании виновным общественной опасности совершаемого нарушения правил усыновления (удочерения), передачи детей под опеку, попечительство, на воспитание в приемные семьи. При отсутствии неоднократности действий обязательным признаком субъективной стороны станут корыстные побуждения. Содержание корысти известно. Но корысть не единственный побудительный мотив нарушения указанных правил. Это могут быть и известные ст. 153, 155 низменные побуждения (месть, например). Учитывая это, а также критику самих низменных побуждений, полагаю возможным при описании факультативных признаков субъективной стороны указать не только на корыстную, но и на иную личную заинтересованность. В случае изменения конструкции объективной стороны указание на мотив также будет свидетельством умышленного характера преступления, но умысел при этом может быть как прямым, так и косвенным.
Особое место в структуре состава незаконного усыновления занимает субъект.
Признаки субъекта преступления в ст. 154 УК не указаны, что дает основание некоторым ученым рассматривать в качестве такового любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.64 Согласно данной позиции субъектом преступления могут выступать как частные граждане, к примеру, создавшие «фирму» по оформлению передачи детей на воспитание, так и работники администраций, отделов ЗАГСа и т. д., не выполняющие своих профессиональных обязанностей. Однако это не совсем так. Учитывая, что корыстный мотив является обязательным признаком состава, а также то, что инициативная деятельность граждан в области усыновления (удочерения) не создает юридических последствий, т. е. не влечет возникновения прав и обязанностей у усыновителей и усыновляемых, мы полагаем возможным рассматривать ее как частный случай совершения сделок по завладению — передаче несовершеннолетнего, т. е. как преступление, предусмотренное ст. 152 УК РФ. Когда же незаконным усыновлением (удочерением) занимаются лица, представляющие государство, в чьи профессиональные, должностные обязанности входит совершение действий по усыновлению (удочерению), то именно в данном случае, в результате необоснованного возникновения правоотношений между усыновителем и усыновляемым, углубления содержания вины, а также за счет причинения вреда дополнительному объекту— интересам государственной власти и службы возрастает степень общественной опасности преступления, которое правомерно рассматривать в качестве незаконного усыновления (удочерения). В связи с этим можно считать субъект преступления в ст. 154 специальным и понимать под ним лицо, ответственное за соблюдение правил усыновления (удочерения).
Изложенное понимание сущности незаконного усыновления позволяет решать и некоторые сложные случаи квалификации преступлений.
1. В ситуации, когда субъектом незаконного усыновления выступает должностное лицо, дополнительная квалификация его действий по ст. 285, 303, 305 будет излишней, все содеянное охватывается ст. 154 УК.
2. Если кандидат в усыновители для установления незаконного усыновления «подкупает» соответствующее должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, он несет ответственность по ст. 204 или 291 и за подстрекательство к незаконному усыновлению.
3. Если кандидат в усыновители для установления усыновления подделывает какие-либо официальные документы, он при наличии условий несет ответственность по ст. 327 УК.
4. Если нарушение правил усыновления сопровождалось служебным подлогом или халатным отношением к службе, виновный несет ответственность по ст. 154 и 292 или ст. 293 УК.
Анализируя проблемы криминализации незаконного усыновления, следует обратить внимание на необходимость конструирования квалифицированного состава данного преступления. Подобная попытка была предпринята Государственной Думой РФ 19 ноября 1999 г., когда ею во втором чтении был единогласно принят проект федерального закона о внесении изменений в ст. 154 УК. Проект предусмотрел выделение в ст. 154 части второй с такими квалифицирующими признаками, как неоднократность и совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.65
Не повторяя своего отношения к неоднократности как к квалифицирующему признаку, отмечу усиление ответственности за незаконное усыновление в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы оправдано и необходимо, тем более, что практике уже известны подобные случаи. Так, в Рязани в период с 1999 г. по начало 2000 г. были установлены факты незаконного усыновления за рубежом 77 детей. По сообщению пресс-службы ГУБОП МВД РФ, в группе, осуществлявшей незаконное усыновление, было 9 человек. Уголовные дела возбуждены против группы лиц, работающих в городском Доме ребенка, — директора, медсестры, водителя, а также двух инспекторов городского управления образования. Всем им инкриминируются торговля несовершеннолетними и незаконное усыновление.66
Следующим преступлением, нарушающим право несовершеннолетнего на воспитание и заботу, является неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Статья 156 УК РФ, предусматривающая за него ответственность, сформулирована следующим образом:
«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право ребенка на воспитание и заботу. Нормативное воплощение это право получило в целом ряде документов. Так, ст. 54 СК РФ провозгласила, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Выступая гарантом этого права, ст. 38 Конституции РФ определила, что забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Данные положения закреплены и на международном уровне. Статья 18 Конвенции о правах ребенка признает, что «родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут ответственность за воспитание ребенка», а ст. 19 устанавливает обязанность государства принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Полноценная реализация права на воспитание и заботу — важнейшая предпосылка гармоничного развития личности ребенка, условие его социализации, залог его успешного будущего. Вот почему его охрана уголовно-правовыми средствами необходима и обоснована.
Как следует из текста уголовно-правовой нормы, само по себе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка не наказуемо. Нельзя привлечь к ответственности, например, родителя, который совместно не проживает с ребенком и абсолютно не участвует в его воспитании, если этот ребенок получает необходимые уход и заботу со стороны другого родителя или иных лиц. Для квалификации преступления необходима непосредственная связь и зависимость потерпевшего от виновного. Она может проявляться в том, что субъект преступления и ребенок проживают вместе, субъект преступления является единственным кормильцем и воспитателем ребенка, субъект преступления и ребенок систематически контактируют в ходе образовательного процесса и т.д. В любом случае эта связь должна носить более-менее продолжительный характер для того, чтобы за это время определить характер обращения виновного с ребенком. Это обращение, согласно ст. 156 УК, должно быть жестоким. Под ни следует понимать крайне суровое, безжалостное, беспощадное, бессердечное, лишенное чувства жалости67 обхождение с лицом, не достигшим совершеннолетия. Обращение с чем-либо предполагает некоторую систему поступков, которые сами по себе могут выражаться как в действии (использование несовершеннолетнего для выполнения хозяйственных работ по дому, принуждение его к труду, распитие с ним спиртных напитков, выдворение из дома и т. д.), так и в бездействии (непредоставлении еды, одежды, возможности посещать школу и т.д.). Такая система поступков должна отражать общую линию поведения субъекта, которое характеризуется как неисполнение обязанностей по воспитанию. Изложенное позволяет констатировать, что с социально-правовой точки зрения объективная сторона анализируемого преступления характеризуется бездействием — неисполнением обязанности по воспитанию, а с физической — как активными телодвижениями, так и их отсутствием — жестоким обращением.
В науке имеется попытка представить более подробную классификацию случаев жестокого обращения с детьми. Так, О.В. Пристанская выделяет следующие типичные ситуации преступления:
применение единственного акта или системы актов жестокости в отношении ребёнка;
принуждение детей к применению насилия в отношении самих себя или сверстников;
оставление ребёнка в опасности, без помощи;
попустительство насилию над детьми со стороны третьих лиц или домашних животных;
попустительство матерью совершению сожителем или мужем преступлений против половой неприкосновенности своих детей;
проявление со стороны специальных субъектов насилия к близким родственникам ребёнка.68
Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка грозит родителям максимум лишением родительских прав. В последнее время количество таких родителей неуклонно растет.
Однако лишение родительских прав — не наказание для таких родителей. Это всего-навсего констатация, легализация сложившейся ситуации, основание для социального вмешательства в семью в целях обеспечения интересов ребенка. Родители остаются безнаказанными. Единственный способ привлечь их к ответственности в этом случае — признать жестоким ненасильственное дурное обращение с детьми.
Более отчетливо будет проявляться социальная направленность нормы, которая охраняет не столько здоровье и телесную неприкосновенность ребенка, сколько процесс его нормального воспитания, обеспечивающий физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное взросление личности несовершеннолетнего. Основной состав преступления в данном случае будет характеризоваться обращением с несовершеннолетним, заключающимся в отсутствии внимания к его интересам и заботы о его развитии, не связанным с физическим насилием; квалифицированный состав будет содержать признаки того же деяния, совершенного с применением насилия, не повлекшего причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью ребенка.
В целом, субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. В содержание умысла входит осознание виновным общественной опасности уклонения от выполнения возложенных обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и жестокого обращения с ним. Волевое отношение виновного к последствиям в виде вреда телесной неприкосновенности, физическому и психическому здоровью ребенка в действующей редакции статьи является альтернативным признаком вины и может быть выражено в форме прямого или косвенного умысла. Утверждения юристов о возможности совершения данного преступления по неосторожности69 представляются несостоятельными ввиду того, что состав неисполнения обязанностей по воспитанию сформулирован в законе как формальный.
Субъект преступления – специальный – лица, ответственные за воспитание несовершеннолетних. Обязанность воспитания несовершеннолетнего возложена на родителей (ст. 63 СК РФ), усыновителей (ст. 137 СК РФ), приемных родителей (ст. 153 СК РФ), опекунов и попечителей (ст. 150 СК РФ), педагогов (см.: Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (31 августа 1995 г.)), работников культуры (см.: Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры (1 февраля 1995 г.)).
В группу преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку, включено и деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 157 УК РФ. Норма об уклонении от уплаты средств на содержание детей сформулирована в ч. 1 ст. 157 УК следующим образом:
«1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, —
наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».
Данное преступление является самым распространенным среди посягательств на несовершеннолетних. По свидетельству И. Н. Туктаровой, его доля составляет более 60%.70 Кроме того, это преступление имеет устойчивую негативную динамику роста. Если в 1990 г. в России было зарегистрировано 19 643 факта его совершения, то в 1999 г. уже 40 295. В Ставропольском крае число осужденных за неуплату средств на содержание детей составило в 1997 г. 635 человек, а за первые 6 месяцев 2001 г. — 191 человек.
Конституция РФ в ст. 38 провозгласила заботу о детях обязанностью родителей. Семейный кодекс РФ в ст. 80, 85 подтвердил эту обязанность, а в разделе V (ст. 80-120) детально регламентировал алиментные обязательства членов семьи по отношению друг к другу. Материальное, финансовое благополучие детей является предпосылкой их нормального развития, а потому требует усиленной уголовно-правовой охраны, тем более в свете стабильной тенденции отказа части населения от брака как основной формы организации семейной жизни.
Наряду с интересами детей в качестве дополнительного объекта анализируемого преступления справедливо определить авторитет судебной власти, поскольку виновный уклоняется от выполнения именно судебного решения, игнорируя тем самым его законную силу, демонстрируя пренебрежение не только родительскими, но в целом и гражданскими обязанностями.
В результате совершения преступления, как было указано, страдают интересы ребенка, в связи с чем именно он должен признаваться потерпевшим по уголовному делу, а не совместно проживающий с ним родитель или иные лица. Уголовный закон называет две группы потерпевших в ч. 1 ст. 157: а) несовершеннолетние дети; б) совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся дети, от содержания которых уклоняется виновный. Вместе с тем Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении № 46 от 19 марта 1969 г. (с посл. изм.) «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 22 УК РСФСР» указал, что потерпевшими от этого преступления (ст. 122 УК РСФСР — аналог ч. 1 ст. 157 УК РФ) выступают как сами дети, так и лица, в пользу которых взысканы алименты на этих детей.71
Семейный кодекс РФ знает два порядка предоставления средств на содержание детей— договорный и судебный.
Согласно ст. 99-100 СК РФ между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем в письменной нотариальной форме может быть заключено соглашение об уплате алиментов. В нем предусматриваются размер платежей, условия и порядок их выплаты, индексация размера алиментов. Данное соглашение, нотариально удостоверенное, имеет силу исполнительного листа. В случае заключения такого соглашения суд в судебном заседании не разрешает вопросов, связанных с содержанием детей и не оговаривает их в судебном решении. С заключением соглашения об уплате алиментов не стоит путать ситуации, когда суд в своем решении закрепляет установленный добровольно сторонами размер и порядок взыскания алиментных платежей без заключения соглашения.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов, а при непредъявлении ими иска и непредоставлении содержания несовершеннолетним детям иск о взыскании алиментов к родителям вправе предъявить орган опеки и попечительства. В этом случае суд устанавливает алименты, размер которых определен ст. 81 СК РФ:
Если обратиться к тексту диспозиции ч. 1 ст. 157 УК, то можно заметить, что в ней речь идет об уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание детей. Под такую формулировку закона подпадают случаи:
— уклонения от уплаты средств, определенных решением суда по иску, в размере, определенном сторонами;
— уклонения от уплаты средств, определенных решением суда по иску, в размере, установленном судом;
— уклонения от несения дополнительных расходов на детей, определенных решением суда.
Сторона, не получающая средств на содержание детей, определенных соглашением об уплате алиментов, имеет право обратиться в суд с тем, чтобы: а) принудить ответчика к исполнению обязательств по соглашению; б) расторгнуть соглашение об уплате алиментов и взыскать их по суду.
В первом случае, поскольку согласно ст. 101 СК РФ к заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительным соглашения об уплате алиментов применяются нормы ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок, суд вправе принудить должника к исполнению обязанности перед кредитором. Такое решение суда не является решением о взыскании алиментов. Поэтому последующее уклонение от его исполнения тоже не образует состава преступления, указанного в ч. 1 ст. 157 УК. Признаки объективной стороны такого уклонения совпадают с признаками злостного уклонения от погашения кредиторской задолжности (ст. 177 УК) поскольку кредиторская задолжность «образуется по любому договору при неисполнении обязанностей должником».72 Однако уклонение от уплаты алиментов не нарушает интересы экономической деятельности, в связи с чем привлечение должника к ответственности по ст. 177 УК невозможно.
Во втором случае суд, в принципе, может расторгнуть соглашение (ст. 101 СК РФ) и определить алименты собственным решением. Но привлечь родителя к ответственности за предшествующее уклонение от уплаты алиментов опять-таки нельзя. Необходимо, чтобы он продолжил уклонение после судебного решения и чтобы он приобрело злостный характер.
Для привлечения к ответственности достаточно установить умысел.
- Умысел характеризует субъективную сторону уклонения от уплаты алиментов. В силу того, что состав данного преступления формальный, его содержание образует осознание виновным общественной опасности непредоставления ребенку средств для жизнеобеспечения. Мотивы совершения этого преступления могут быть разнообразны (отсутствие симпатии к ребенку, неприязненные отношения с получателем алиментов на ребенка и др.); на квалификацию они влияния не оказывают.
Нe углубляясь в анализ решения, в котором вывод о применений ст. 64 УК сделан не из анализа смягчающих обстоятельств, а из характеристики наказаний, указанных в санкции, отметим лишь, что применение штрафа в этом конкретном случае было крайне нецелесообразно: его размер был определен в минимальную ставку — 25 минимальных размеров оплаты труда и составил 14,06% от общей суммы задолженности по алиментам. В подобных условиях и погашение задолженности, и исполнение приговора выглядит проблематичным. Поэтому нам представляется, что исправительные работы из санкции ч. 1 ст. 157 должны быть исключены и заменены на ограничение свободы сроком на 1 год. Однако такое решение требует немедленного введения в действие положений уголовного закона относительно применения обязательных работ, ареста, ограничения свободы.
Проведенный анализ преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку, позволяет нам предложить собственное видение соответствующих уголовно-правовых норм. Полагаем, что их редакции могут выглядеть следующим образом:
Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение)
1.Нарушение правил усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенное из корыстных побуждений лицом, ответственным за их соблюдение, и причинившим вред интересам лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряженное с вывозом ребенка за границу или невозвращением его из-за границы,—
наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.