Абсорбирующий дух» - духовная энергия
Сущностью развития младенца Монтессори считает то самообучение, которое точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. И психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная ею особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум». По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс». У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть».
Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори, состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. И именно этой энергии нужно помочь, но не обычным словесным обучением, не прямым вмешательством в процесс перехода от неосознанного к осознанному. Задача педагогов - помощь в жизни ребенка, в его психическом становлении, в «содействии разуму в разнообразных процессах его развития, поддержании сил и укреплении его бесчисленных возможностей»! Естественно, для реализации подобной генеральной задачи и должна быть создана соответствующая стимулирующая педагогическая среда.
Таким образом, Монтессори призывает обратить самое пристальное внимание на особенности детской психики, ее отличие от сознания взрослого человека. Монтессори исходит из того, что взрослый человек для получения информации из окружающей среды и последующей ее переработки использует силу мысли и силу воли, а у маленького ребенка еще не сформированы такого рода способности. Вместо этого природа дает ему неосознаваемую форму духовной энергии, которая наделена сознательной силой. Такой вид энергии Монтессори называет «абсорбирующим духом», имея в виду ту особенность психики, которая позволяет ребенку целостно без дифференцирования воспринимать предметы и явления окружающей действительности. Большая роль в этом процессе принадлежит силам подсознания.
Характер восприятия с помощью «абсорбирующего» сознания Монтессори уподобляет действию фотоаппарата, который в течение краткого мига запечатлевает на пленке зафиксированное изображение, сохраняющееся в сознании человека на протяжении всей его жизни. Иными словами. По мнению Монтессори, в раннем детстве ум ребенка наделен способностью интуитивно «вбирать в себя» целостные картины природной и социальной жизни, осваивая, таким образом, продукты культуры своего окружения. А устанавливая связь с предметами окружающей среды, ребенок одновременно созидает и свою духовность. Тем самым он «неосознанно впитывает в себя всю картину окружающего мира и постепенно переводит приобретенное из области бессознательного в сферу сознания». Как указывает Монтессори, «абсорбирующий дух» к третьему году жизни ребенка уступает место далеко идущему в своем развитии осознанному постижению мира. В связи с этим она дает пример с изучением иностранного языка, который человеку во взрослом состоянии не удается овладеть в такой мере, в какой он овладевает в период детства. И для ребенка не важно, считает Монтессори, какую конструкцию имеет язык: сложную или простую. Язык, как и в традиции того места, где родился человек, навсегда входит в его сознание. В процессе развития ребенок постепенно становится не просто взрослым человеком, а представителем своего народа. Таким образом, когда речь заходит об «абсорбирующем уме» ребенка, то имеется в виду тайны его психики, которая имеет жизненно важное значение для человечества, а именно – тайны приспособления к окружающему миру.
Mneme” – память ребенка.
Смысл понятия «абсорбирующий ум» М.Монтессори связывает также с таким феноменом психики ребенка, как память. Ею было замечено, что процесс адаптации маленького ребенка в окружающем мире не связан с осознанным запоминанием, а кроется в другом виде памяти, а именно поглощение картины мира в сознание, т.е. память здесь связана с психической функцией сохранения информации о событиях и образах.
Употребляя понятие «mneme», Монтессори разграничивает натуральную, естественную и мнемотехнику (совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). Иначе говоря, проводит различие между органическими функциями памяти и культурными приемами запоминания. В связи с этим она подчеркивает исключительную значимость органической основы памяти в процессе адаптации ребенка к окружающей действительности в дальнейшем развитии его активной волевой памяти. По характеристике Монтессори, «mneme» как память особого рода обладает способностью не только содействовать формированию характерных черт человека, но и сохранять их основу в активном состоянии в подсознании индивидуума. То, что ребенок формирует у себя в детском возрасте, навсегда остается в его личности.
Этим феноменом Монтессори объясняет приспособление людей к различным историческим эпохам. Ребенок приспосабливается к тому уровню культуры, который он застает на момент своего рождения. Этот факт для итальянской ученой выступает в качестве аргумента к выводу о том, что функция детства состоит в приспособлении индивида к окружающей среде, где он формирует модель собственного поведения.
Размышления Монтессори об особой роли «mneme» можно найти в трудах Л.С.Выготского, который, в частности, отмечает, что «именно примитивной памятью объясняется выдающееся запоминание детей, отчетливо проявляющееся в начальных двигательных навыках, легком усвоении речи, удержании огромного количества предметов и вообще образовании того основного мнемонического фонда, который достигается в первые же годы жизни и по сравнению с которым все дальнейшее накопление памяти представляется не более чем замедленным».
Функцию «mneme» Монтессори усматривает в способности сохранять следы прошлого опыта. На основе «mneme» ребенок овладевает речью, и дальнейшее развитие его памяти уже связано со значением того или иного слова, т.е. происходит «интеллектуализация mneme», начинается переход к мнемотехническому запоминанию.
Во взрослом состоянии у человека, как известно, имеют место оба вида памяти. Однако именно в раннем детстве, в соответствии с представлениями М.Монтессори, память занимает центральное место в процессе развития ребенка, и на ее основе строятся другие психические функции. Так, в непосредственной зависимости от памяти находится мышление, которое, тем не менее, как высшая ступень человеческого познания, позволяет получать знание о реальном мире, его предметах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Проявление ребенком природной активности («абсорбирующего духа») Монтессори связывает также с наличием у него сензитивных периодов, которые и способствуют наиболее продуктивному выявлению успешной деятельности, включающую в себя и процесс развития памяти.
Сензитивные периоды.
Наблюдения за естественным поведением детей позволии Марии Монтессори выделить особые периоды восприимчивости, большинство из которых протекают только в детстве, а во взрослой жизни перестают иметь большое значение. Она называет их психологическим термином "сензитивные фазы развития". Здесь Монтессори имеет в виду те возрастные периоды, в которых ребенок особенно чувствителен к соответствующим внешним воздействиям. Согласно современной психологии, сензитивность зависит от закономерностей органического созревания мозгов, а также от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств. Например, сензитивный период развития языка у большинства людей кончается уже к 5—6 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает понимать все, о чем говорят с ним окружающие люди, и сам говорит настолько ясно, что его речь разбирает не одна мама.
С точки зрения Монтессори, сензитивные периоды характеризуются появлением у ребенка сильных внутренних побуждений, которые ведут его к собственной созидательной активности, в результате чего он способен на большие достижения в своем развитии, т.к. становится наиболее чувствительным к воздействиям определенных предметов, явлений и условий действительности.
В периоды сензитивности у детей, как отмечает Монтессори, развивается также особая, единственная в своем роде способность – делать эти предметы полезными для собственного развития. Благодаря силе внутренней восприимчивости ребенок устанавливает связь между собой и внешним миром, проявляя самостоятельность и созидательную активность. Таким образом, он невольно создает благоприятные условия для своего успешного освоения окружающего мира и адаптации в нем. Причем, в периоды сензитивности ребенок, согласно взглядам Монтессори, проходит путь от неясности к действиям и посредством действий – к обретению ясности.
К периодам особой восприимчивости Монтессори относила стремление ребенка 2-4 лет к порядку, о чем будет сказано ниже. Причем это относится не только к внешнему упорядочиванию вещей, хотя он хочет просыпаться утром и видеть, что все вещи лежат на своих местах. Для малыша также важен четкий и неизменный ритм жизни с регулярным повторением основных событий дня. Он стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его. Сензитивный период порядка в детстве обязательно переживает каждый человек, но далеко не всегда он входит в его плоть и кровь на будущую жизнь.
К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений и действий, социальных навыков и интереса к маленьким вещам. Ученая считала, что развитие определенной стороны психики связано со сменой предмета сензитивности, с временно выступающими на передний план инстинктами, благодаря которым ребенок обретает определенные способности.
Очень важен, по мнению Монтессори, период сензитивности к овладению ребенком устной речью. В течение этого периода внутренняя подготовительная работа психики ребенка скрыта от нас. Ребенок вслушивается в звуки речи как в своего рода музыку, благодаря чему у него появляется упорядоченное движение определенной группы мышц, которые, в свою очередь, изменяют характер производимых ребенком звуков. Отсюда, речь окружающих людей представляет собой материал, служащий средством для формирования у ребенка способности говорить.
Монтессори указывает на то, что длительность периодов сензитивности ограничена. Каждый сензитивный период служит тому, чтобы сделать возможным для живого существа обретение определенной способности. По завершению процесса ее формирования обостренная восприимчивость ребенка к определенному воздействию внешнего мира снижается.
Таким образом, задача воспитания в рассматриваемом контексте, по Монтессори, состоит в том, чтобы заботиться о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития ребенка. В этом и состоит, собственно, смысл дидактических материалов Монтессори. Только когда окружающая среда соответствует внутренним потребностям развития ребенка, возможно и продуктивное воспитание нравственного начала растущей личности.