Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Первые реакции ребенка на музыку
Музыкальное мышление - сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения. Сложность, многокомпонентность музыкального мышления и является, по-видимому, причиной того, что до сих пор ни в музыкознании, ни в психологии и педагогике нет единого общепринятого термина для его обозначения. Называют его и "интеллектуальным восприятием", и "отражением человеком музыки", и "освоением музыки" и т.д. Наиболее адекватным представляется в этой связи термин "музыкальное восприятие-мышление" (В.В. Медушевский), который достаточно точно отражает специфику данного процесса в единстве его основных компонентов.
Музыкальное восприятие-мышление "направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен" (Е.В. Назайкинский). Восприятие-мышление определяется системой детерминант - музыкальным произведением, общим историческим, жизненным, жанрово-коммуникативным контекстом, внешними и внутренними (личностными) условиями бытия человека - как взрослого, так и ребенка.
В.В. Медушевский говорит о двух слоях содержания музыкального произведения, определяющих процессы музыкального восприятия-мышления: слое "ближайших" и слое "дальнейших" значений. "Ближайшие" значения - это слой более или менее явно выраженного музыкального смысла, который закреплен в интонационной форме музыки. "Ближайшее" содержание музыки неоднородно: наряду с неповторимым "тематическим" содержанием сюда входит также обобщенное содержание стиля, формо-структуры, жанра и др. "Дальнейшие" значения - это слой глубинных истолковании и интерпретации музыкального произведения, которые возникают при взаимодействии "ближайшего" содержания музыки с социокультурным и жизненным контекстом слушателя1.
В диалектике "ближайшего" и "дальнейшего" содержаний кроется источник индивидуальных слушательских отношений и музыкально-мыслительных действий.
Данные современных научных исследований дают основание утверждать, что дети уже на четвертом-седьмом году жизни демонстрируют наличие двух слоев реакций на музыку - интонационно-смыслового (слоя "ближайших" значений) и интерпретации (слоя "дальнейших" значений), причем оба эти слоя детерминированы индивидуальным музыкальным и жизненным опытом.
Формирование и развитие у детей музыкального восприятия-мышления, равно как и всей системы музыкальности, происходит как в условиях целенаправленных воздействий (детский сад, школа, иногда семья), так и стихийно, под влиянием окружающей звуковой среды.
Можно утверждать, что уже к четырем-пяти годам большинство детей накапливает достаточный интонационно-слуховой опыт, позволяющий им более или менее точно ориентироваться в настроении, эмоциональном тонусе музыкального произведения; некоторые, наиболее развитые дети ориентируются даже в жанровых особенностях произведения (песня, танец, марш). Те, кто получили специальную подготовку, скажем, в детском саду ИЛИ младших классах детских музыкальных школ и кружков, практически безошибочно чувствуют общий характер, настроение музыки\ у них начинает складываться первичная система музыкальны: значений, включающая интонационно-ритмические значения, с одной стороны, и обобщенно-жанровые, с другой. Уже в это? возрасте проявляются очевидные индивидуальные различия между детьми, обусловленные как природными музыкальными данными, так и содержанием (объемом) социокультурного и собственно музыкального опыта.
При этом одним из главных факторов музыкального развита детей, их специфических "мыслительных способностей", остаются специальные занятия - разумеется, при условии их профессионально-качественного проведения. В ходе этих занятий идет накопление музыкальных впечатлений, новых знаний о музыке, расширяется "музыкальный словарь". Возникают и некоторые качественно новые музыкально-понятийные образования. К ним следует отнести обобщение подвидов жанров и русских народно-песенных и танцевальных интонаций.
Важно заметить, что лучше всего дети запоминают и обобщают ту музыку, с которой они непосредственно сталкиваются в активных формах музыкальной деятельности (игра в оркестре на детских музыкальных инструментах, пение, инсценировки сказок и т.д.).
Дальнейшие занятия, коль скоро они профессионально организованы, приводят к расширению музыкально-мыслительных способностей детей. Так, на шестом-седьмом году жизни у многих из них начинают появляться сравнительно-сопоставительные действия. Чаще всего это самостоятельное сравнение только что прослушанных музыкальных произведений и выбор наиболее подходящего жанрового определения ("это был танец, а до этого был марш..."). Сюда же можно отнести и сопоставление прослушанного произведения с каким-либо другим, уже имеющимся в музыкальном опыте ребенка. Развитие музыкального сознания детей находит отражение в количестве и развернутости образов, вызванных музыкой, богатстве внемузыкальных ассоциаций - тех "дальнейших значений", о которых упоминалось выше.
Итак, музыкальное восприятие-мышление ребенка в период от четырех до семи лет развивается в единстве и взаимодействии двух основных линий: а) собственно интонационного восприятия и осознания музыки; б) ее индивидуального понимания ("трактовки"), опосредованного жизненным и музыкальным опытом ребенка.
Первая из них идет от отдельных, относительно частных компонентов музыкальной интонации к их комплексам и, наконец, к восприятию и осознанию мелодической стороны музыкальных произведений. Вторая линия - линия интерпретации музыки, внемузыкальных образов и ассоциаций - идет от единичных, бедных, сугубо конкретных и односложно названных образов к развернутым, ярким картинам и сюжетным рассказам, включающим образы-воспоминания и образы фантазии. Усиливаются эмоциональные реакции на музыку; все качественно новые образования и процессы музыкального мышления, которые наблюдаются у детей на данном этапе онтогенеза, возникают прежде всего на основе эмоционального содержания музыкальных произведений.
Система обобщенно-жанровых значений складывается у детей постепенно, по мере накопления музыкального опыта, и идет по линии формирования представлений о "маршевости", "танцевальности" и "песенности", с одной стороны, и развития представлений об их слиянии, синтезе - с другой.
Индивидуальные различия между детьми остаются достаточно большими (на фоне общего для всех значительного развития музыкального восприятия-мышления), что подчеркивает особую роль внутренних (природная одаренность) и внешних (условия жизни, качество учебно-воспитательной работы) факторов в прогрессе художественно-образного (музыкального) сознания детей.
К сказанному следует добавить, что музыкальное восприятие-мышление детей, по данным К.В.Тарасовой, формируется в онтогенезе покомпонентно. Сначала происходит, как явствует из сказанного ранее, восприятие интонационной стороны музыки и позднее - осознание ее жанровой специфики (формы в широком смысле этого слова). Иначе говоря, вначале - непосредственные эмоциональные реакции, в дальнейшем - первые проявления аналитического подхода.
При этом выявляются ведущие средства музыкальной выразительности, ориентирующие восприятие-мышление прежде всего с точки зрения содержания музыкального произведения (его настроения, характера). Примерно до пяти лет у основной массы детей это темп, у некоторых - тембр или динамика. В последующие два года значение темпа как ведущего средства музыкального восприятия-мышления снижается. Одновременно возрастает значение комплекса средств музыкальной выразительности (сначала одновременно двух, затем трех-четырех компонентов в их взаимодействии). Преодоление ориентировки на отдельные, изолированные средства, возрастание роли их комплексов - первая из тенденций развития музыкального восприятия-мышления.
Вторая, еще более значимая тенденция - появление мелодической ориентации музыкального восприятия-мышления. Начальные ее проявления обнаруживают нередко на пятом году жизни ребенка. Между пятью и семью годами эта тенденция становится рельефнее. Использование специальной методики формирования мелодической ориентации (с опорой на "словарь" мелодий-интонаций) способствует скорейшему становлению у детей достаточно высоких форм музыкального восприятия-мышления (Н.В. Корчаловская).
Однако при всей важности факторов, о которых шла речь выше, по-настоящему благоприятные условия для возникновения и последующего развития музыкально-мыслительной деятельности у детей создаются творческой практикой. О ней - дальше.
1 В психологии есть понятие "апперцепции", означающее зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Речь в данном случае именно об этом.