Средства и методы нравственного воспитания 10 страница


указанию, ребенок поступает в соответствии с нормой и лишь затем начинает осознавать ее.

Правила взаимоотношений, которые дети усваивают в младшем дошкольном возрасте, просты и почти всегда име­ют одинаковое решение, т.е. ситуации, в которые включает­ся ребенок, должны быть однозначны: девочка плачет - по­жалей, уронил игрушку - подними, положи на место. Только такая конкретная, видимая связь между поведением и прави­лом обеспечивает эффективное усвоение нравственных норм.

Психологи отмечают, что уже в младшем дошкольном возрасте дети, усвоив какое-то правило, способны его «от­стаивать и защищать», требовать его соблюдения от свер­стников (хотя сами могут его нарушать).

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремле­ние понять их. Более того, старшие дошкольники уже на­чинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречи­вость некоторых правил (всегда ли нужно помогать това­рищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жало­ба воспитателю является ябедничеством и т. д.).]Очень важ­но, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нор­мы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие. В этой свя­зи чрезвычайно интересна точка зрения Н.Н.Поддьякова о социальном экспериментировании детей. Ученый дока­зывает, что при усвоении правил и норм поведения и взаи­моотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, мо­ральных явлениях. Экспериментирование придает процес­су усвоения норм творческий и осознанный характер.

Задание

Изучите работу Н.Н.Поддьякова «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» (раздел первый) и составьте методику воспитательной работы, направленной на усвоение нрав­ственных норм поведения.

Необходимым условием успешного усвоения нравствен­ных норм и в старшем дошкольном возрасте является орга­низация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила мог­ли бы при соответствующих условиях превращаться в нор­му поведения каждого ребенка и всей группы.

В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с Декларацией прав ребенка (в русле методики озна­комления с социальным миром). Прежде чем детям расска­жут об этом документе, они могут и должны учиться соблю­дать права друг друга, жить в группе по своим справедли­вым «законам», которые «установят» сами. С этой целью воспитатель проводит серию этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотноше­ний. Воспитатель подчеркивает гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать, всегда говорить друг другу правду и др.). «Дек­ларация» в каждой группе получится своя. Дети оформляют ее в виде самими написанной и проиллюстрированной кни­ги, доски и др. Для закрепления у дошкольников знаний об их правах и обязанностях можно использовать театрализо­ванные игры, разыгрывать проблемные ситуации и т.д. Важ­но, чтобы дети осознали значение этого «документа» и сле­довали ему. Можно считать такую работу началом право­вого воспитания дошкольников. Важна она еще и потому, что дети учатся делать обобщения, разрешать противоречия.

В контексте формирования коллективных взаимоотно­шений следует рассматривать и проблему воспитания куль- Культура пове- ТУРЫ поведения. Конечно, культура по- дения и взаимо- веДения не ограничивается «детским 1тпап,.пип обществом». Она реализуется и во вза-

UI нишснии

имоотношениях со взрослыми, но в об­щении ребенка со сверстниками выполняет более много­гранную роль. Если ребенок вежлив и приветлив со взрос­лыми, готов им помогать и сотрудничать с ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию. Аналогичное поведение в отношении сверстников может вызвать, как это ни странно, и противоположную реакцию: порой де­тей удивляет «слишком воспитанный» ребенок, они могут даже смеяться над его хорошими манерами. Значит, воспи­тание культуры поведения и взаимоотношений должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение приня­тым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.

Конечно, главное во взаимоотношениях между людьми - их истинное отношение друг к другу, искренность, добро­желательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек выказывает свое искрен­нее отношение к другим людям. Внешние формы выраже­ния могут оказаться неадекватными внутреннему состоянию. Бывает и наоборот - формы общения приятны, уважитель­ны, а по сути, человек испытывает совсем противоположные чувства к объекту общения.

Итак, воспитание у дошкольников культуры поведения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое про­является в коллективных взаимоотношениях.

Содержанием воспитания культуры поведения и взаи­моотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.

Основные направления в методической работе: с ранне­го возраста приучать ребенка к чистоте и порядку, обра­щая внимание малыша на эту сторону его жизни, Всегда, умывая или купая ребенка, делать это радостно, восторгать­ся результатами: «Ах, какой ты у меня чистенький, краси­вый!». Не допускать того, чтобы малыш долгое время на­ходился в грязной одежде, мокрый. По мере взросления приучать пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды. Учить в общении с людьми - взрослыми и деть­ми - здороваться и прощаться. Всегда поощрять за выпол­ненные действия. С того момента, когда ребенок уже спо­собен есть самостоятельно, учить его держать ложку пра­вой рукой, а вилку левой. Не стоит бояться давать малышу вилку. Только она должна быть с тупыми концами (лучше пластмассовая). Как можно раньше целесообразно давать и нож (тоже не острый). Это надо делать для того, чтобы с самого начала для ребенка было привычным пользование разными приборами, чтобы он всегда (а не в праздники - напоказ) ел красиво, чтобы ему было удобно и комфортно есть ножом и вилкой. И пусть вначале малыш просто дер­жит в левой руке вилку, а в правой нож, а ест только вил­кой, он все равно привыкает к этим приборам и постепен­но осваивает умение владеть ими свободно.

Итак, первый этап воспитания культуры поведения на­чинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На следующем этапе, хотя его трудно отделить от пер­вого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелатель­ное поведение ребенка и помогает не допустить его. На­пример: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязатель­но улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? Я не со­мневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхище­ния выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каж­дому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ре­бенку-дошкольнику это особенно важно.

На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше вни­мания уделяет осознанию детьми значимости правил этике­та. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.

Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих. (Подробнее познакомиться с методикой вос­питания культуры поведения дошкольников можно по работам С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной, Т. В.Черник и др. В настоящее время издается много книг для детей на эту тему, например, «Азбука вежливости» JI. Васильевой- Гангнус, которые помогут родителям и воспитателям.)

Задание

Составьте для своей возрастной группы «Правила этикета» и разработайте способы их выполнения. Используйте для этого рус­ские народные пословицы, поговорки, стихотворения. Включите в них речевой этикет, «школу жеста», «говорящие движения». Пред­ставьте каждое правило так, чтобы оно было понятно и привлека­тельно для ребенка.

Главное обвинение, которое предъявляется тезису вос­питания детей в коллективе, заключается в том, что «кол- тт m „ лектив сдерживает развитие индивидуаль-

j iичность о

ности, не дает личности раскрыться». Это коллективе ' м «

серьезное и вполне заслуженное обвине­ние, если речь идет о тех случаях, когда педагог как орга­низатор детского коллектива и процесса воспитания дела­ет акцент только на общей коллективной деятельности и взаимодействии в ней детей.

Однако именно коллектив стимулирует развитие инди­видуальности. В чем же может проявляться индивидуаль­ность ребенка дошкольного возраста и что нужно ограж­дать от излишнего влияния коллектива? Можно выделить три смысловых блока: ребенок обладает какими- то способностями, умениями, отличающимися от других детей; у ребенка ярко выражены собственные познаватель­ные интересы; неординарность развития у ребенка психи­ческих процессов.

Если у ребенка, посещающего детский сад, проявляются особые способности, например, он прекрасно рисует или чисто поет и слышит музыку, хорошо танцует, воспитатель непременно заметит это. На занятиях художественного цик­ла такому ребенку важно предлагать индивидуальные зада­ния, которые будут стимулировать развитие. Но не всякий воспитатель знает, какие это должны быть задания. Можно просто усложнять общее задание («Все рисуют дом, а ты на­рисуй еще собачку рядом», «Все поют песню про голубой вагон, а ты выучи другую песню и споешь ее на празднике один» и т. п.). Но есть ли у нас уверенность, что мы правиль­но выстраиваем логику развития ребенка? Может быть, мы просто тешим его тщеславие, противопоставляем его груп­пе сверстников? Ответ на эти вопросы может дать только специалист, владеющий методиками выявления одареннос­ти и талантливости детей. А вот обязанность педагога, ко­торый заботится, чтобы ни у одного ребенка не погасла его «искра Божья», - заметив особые дарования у воспитанни­ка, обратиться к специалисту или предложить это сделать родителям. Желательно и самому постараться получить кон­сультацию, какие задания следует давать ребенку, чтобы воспитывалась личность творческая, самобытная.

Если воспитатель замечает, что ребенок проявляет ин­терес к какой-то определенной области действительности: к технике, природе, космосу, медицине или др. - следует обязательно поддержать его, выказав свою заинтересован­ность, а в дальнейшем предусматривать индивидуальную работу с ним, соответствующим образом направляя после­днюю. Важно, чтобы ребенок мог поделиться своими зна­ниями с другими детьми. Но дошкольники не всегда умеют слушать товарища. Поэтому воспитатель предлагает всем вместе послушать интересный рассказ, проводит (во вто­рой половине дня, на прогулке) «интересные минутки», ког­да все рассказывают друг другу что-то очень интересное и новое. Полезно предлагать пытливому ребенку нарисовать то, о чем он узнал. Можно открыть в группе издание соб­ственного журнала «Хочу все знать» и «публиковать» в нем иллюстрированные рассказы детей. Если ребенок, у кото­рого проявляются познавательные интересы более ярко, чем у других, рисовать не умеет, воспитатель помогает ему орга­низовать творческое содружество с другим ребенком, ко­торый хорошо рисует. Такое сотрудничество будет полез­но каждому из детей и интересно для всей группы.

Есть дети, которые выделяются среди других неординар­ностью мышления. Они всегда находят какой-то необычный выход из ситуации, свой способ решения задачи, выполне­ния задания. С такими детьми воспитателю, особенно если он авторитарен, работать трудно. Ребенок не хочет следо­вать образцу, не желает придерживаться предлагаемой пос­ледовательности выполнения действий, «он все делает по- своему». Если воспитатель настаивает, происходит конф­ликт. Ребенок жалуется дома: «Я танцевала на музыкальном занятии, а Нина Ивановна сказала: «Лиза, не придумывай, танцуй, как все.» А я не хочу, как все!»

Есть дети с необычайно развитой фантазией. Они все время находятся в плену своих выдумок и воображаемых образов. С такими детьми воспитателю тоже трудно, ведь следует направить фантазию в нужное русло, помочь ее развитию. Обычно такие дети активны, им требуются ус­ловия для реализации фантастических замыслов. С ними нужно играть, рисовать, строить, придумывать сказки, со­чинять стихи и в то же время обращать внимание на то, как они общаются с другими детьми, как к ним относятся това­рищи по группе.

Коллективные взаимоотношения формируются в раз­нообразной деятельности. Деятельность (игра, труд, ри­сование, лепка) благоприятна не только для развития вза- имодейс1вия, но и для индивидуального развития каждо­го ребенка, если воспитатель ставит перед собой эту важную задачу.

Каждый ребенок обязательно в чем-то уникален, не по­хож на других детей. Это нужно принимать как данность. Следует поощрять это и приучать детей радоваться тому, что мы все такие разные. Полезно проводить беседы на по­добные темы: «Кто у нас в группе самый... (умелый, весе­лый, смелый, ловкий)», «Кому поручить важное дело (по­чинить игрушку, помочь малышам, выступить в концерте, нарисовать приглашения гостям на праздник группы и т. п.)?» В таких беседах дети начинают внимательнее «изу­чать» друг друга и анализировать свой характер и поведе­ние. Воспитателю стоит чаще говорить детям о том, какие они «необыкновенные» и как он любит их за это. Вместе с тем не следует забывать о необходимости воспитания скромности, уважения к товарищам, умения ценить и себя, и других.

Периодически воспитатель анализирует, как складыва­ются межличностные взаимоотношения, как дети оценива­ют друг друга. Такому анализу помогают наблюдения за детьми в повседневной жизни, в процессе разнообразной деятельности.

Можно использовать такую методику (разработана JI. А.Пеньевской, см. в кн.: Нравственное воспитание до­школьников. - М., 1972).

Детям предлагают посмотреть на фотографии сверстни­ков своей группы:

1. Посмотри на эти лица.

С кем ты хочешь подружиться?

(А почему ты хочешь подружиться с

Олей... Сережей?)

2. Кто, придя в наш детский сад,

Всем помочь бывает рад?

(Расскажи, как они помогают.)

3. А ты можешь показать,

Кто не любит помогать? И т. д.

Задание

Познакомьтесь с методикой JI. А. Пеньевской и апробируйте ее в вашей группе дошкольного учреждения. Удалось ли вам выяснить представления детей друг о друге?

ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отно­шения к людям Земли.

{"Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возра­сте ни одно нравственное качество не может быть сформиро­вано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного досто­инства. Тем не менее практически все нравственные качества бер/г (.зэс начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родно­му дому. Годнит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспиты­вать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством люЗеи и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспи­тываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, при­роду, т. е. воспитываем качество личности - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, при­общаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Роди­не является глубокая и основательная работа по нравствен­ному воспитанию дошкольников. Эта задача остается ак­туальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку оп­ределенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собствен­ном доме, об улице, на которой он живет, о районе и горо­де, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают пред­ставления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики пат­риотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочета­нии с практикой поведения детей.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к тра­дициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети дол­жны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в ко­тором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической рабо­ты ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пре­делах, доступных дошкольному возрасту.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны - более доступными для ознакомления. Эти соци­ально-политические изменения повлекли за собой и изме­нения в подходах к интернациональному воспитанию, к со­отношению национального, интернационального и расо­вого. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к лю­дям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреп­лять в детях представление о равенстве всех народов, жи­вущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребен­ка к своей национальной культуре, но предусматривает вос­питание уважения ко всем народам. В этом сущность граж­данского воспитания.

Задания

1. Подробно изучите методику патриотического воспитания в кур­се «Методика ознакомления детей с социальной действительностью».

2. Разработайте сценарий праздника «Дружат люди всей Земли».

3. Спланируйте работу по патриотическому воспитанию для подго­товительной к школе группы, включив в нее все виды деятельности.

4. Объясните механизм связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране.

Наши рекомендации