Современные теоретические модели социальной работы
В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.
В разных странах специалисты — практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве своей основы теоретические направления социальных наук.
Отсутствие единого теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению ученых, не означает, что в ней господствует анархия. Полученные знания, умения, навыки позволяют практикам отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы.
Есть даже мнение, что социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуальную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке.
Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникационных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Из перечня видно, что социальные работники используют как психолого-ориентированные модели, так и социологические модели.
Психодинамические модели, основаны на психоанализе З.Фрейда. Как было отмечено выше, психоанализ долгое время был основой работы со случаем. В отличие от классического психоанализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной ситуации.
Гуманистические модели, представлены в работах Дж. Маслоу, К. Роджерса. Они разработаны, скорее, с философских позиций, а не с практико-психологических. Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного положения или практического правила. Необходимо помнить, что его идеи с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде третьей силы. Тем не менее, принципы гуманистической модели являются универсальными, мировоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является сторонником узкоспециальных теорий.
Такие постулаты, как необходимость обеспечить клиенту благоприятный психологический климат, использовать принципы доверия, эмпатии, повсеместно упоминаются в научной литературе разных направлений даже без упоминания источника. Таким образом, социальная работа в рамках гуманистической ориентации необходима для эффективной работы с клиентом. Однако гуманистическая модель не предусматривает необходимого набора технологий для работы, например, с лицами отклоняющегося поведения. Поэтому гораздо чаще используются бихевиористские модели.
Бихевиористские модели делают основной акцент на наблюдаемом поведении клиента, рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводить эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы.
Бихевиоризм часто критикуют за механическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия внешних факторов. Однако это не характерно для теорий в русле необихевиоризма, в частности, теории социального научения американского психолога Альберта Бандуры.
Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются. Модели социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью, с трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей Бандуры приобретает особый смысл, когда социальный работник должен выработать у клиента определенные навыки при его реабилитации.
По мнению зарубежных ученых, методы бихевиорально-ориентированной социальной работы гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы.
Системные модели являются самыми популярными социологическими моделями. Их много. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А.Пинкус и А Минахан. Они выделили в жизни индивида наиболее значимые системы: неформальные (семья, друзья, соседи и пр.); формальные (политические партии, профсоюзы и пр.); социетальные, (основные социальные институты - школа, правоохранительные органы и пр.).
Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением:
• отсутствует тот или иной вид системы;
• человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает вос
пользоваться ее помощью);
• включение человека в ту или иную систему создает для него проблемы (например, зави
симость);
• конфликт различных систем.
Задача социального работника, использующего данную модель, - выявить те стороны отношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодолении этих проблем.
В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одна из них — системно-экологическая модель. Она завоевала широкую популярность и стала основой «модной» в наши дни концепции «жизненной модели». Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружающей среде путем взаимного изменения: индивиды изменяют среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при анализе отношений «личность- среда». Существующие в обществе социальные проблемы, «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым взаимную адаптацию. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможностями среды.
Основными причинами стрессов являются жизненные трансформации (изменение статуса, роли, возрастные изменения и пр.), воздействие среды (социальное неравенство), межличностные процессы (например, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолевать с помощью адаптационно-коррекционных техник.
Общим для всех системных моделей является фокусирование внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а не скрытых мыслей и чувств, признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения системная модель является интегрированной, поскольку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами, и общностями, в которые они включены. Системный подход является скорее объясняющим, чем предписывающим какие-либо действия. В связи с этим системная модель оказалась трудно применимой к конкретной практической деятельности, но она является одним из основных методологических принципов и выводит теорию социальной работы на принципиально новый уровень анализа.
Системная и в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умозрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне практики, которая ориентируется на выполнение конкретных задач.
Итак, теоретический «портфель» профессионального социального работника богат и разнообразен. Владение различными методами воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуется еще и особое мастерство, способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы.
1.3. Профессия социального работника: современные требования
1.3.1. Системы обучения социальных работников за рубежом
В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, подготавливающих профессиональных социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако, существует немало и частных учебных заведений, например, в Италии, Франции. В некоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреждений.
Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Большинство ученых считает, что социальная работа как самостоятельная профессия и академическая дисциплина утвердилась именно в 60-70-е годы прошлого столетия.
Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования. Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом.
Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального работника.
Нет единого образца и в Соединенном Королевстве. Обучение социальной работе осуществляется в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различные: четыре года обучения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускников, закончивших другие факультеты; два или три года для тех студентов, которые не закончили полностью курс университета. Естественно, что выпускники получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты.
В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра — первая профессиональная степень. Она присваивается по окончании четырех лет обучения. Степень магистра присваивается еще через два года обучения в специализированной школе социальной работы, но достижима и после более короткого обучения для студентов, уже обладающих степенью бакалавра в области социальной работы. На докторскую степень требуется еще два года подготовки после магистратуры. К тому же по различным специализациям существуют «продвинутые» курсы и просто для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет степень магистра. Студенты, закончившие успешно курс, получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют 2-годичные программы подготовки работников технического (вспомогательного) персонала в области социальной работы.
Теоретически каждому уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жизни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда социальные работники и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра. Она нужна и для большинства должностей по психиатрии. Докторская подготовка требуется для преподавания, административной и научно-исследовательской работы. Итак, степень бакалавра является первой профессиональной степенью в социальной работе, до 1974 года таковой считалась степень магистра. Затем было решено, что бакалавр может стать полноправным членом Национальной Ассоциации Социальных работников США (НАСР). Но споры о целесообразности присуждения профессионального статуса бакалаврам в США продолжаются.
Система профессиональной подготовки в США подразумевает пять учебных программ: поведение человека и социальная среда; политика социального обеспечения и службы социальной помощи; практика социальной работы; научно-исследовательская деятельность и полевая практика.
Важную роль в деле образования социальных работников разных стран играет Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW), созданная в 20-е годы прошлого века. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальных программ обучения социальной работе. Созданный при ней Международный комитет школ социальной работы (ICSSW) тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда (МОТ), которая имеет в Женеве спра-вочно-информационный центр, хранящий всю документацию, касающуюся обучения социальных работников.
До середины 60-х годов моду в области образования социальных работников прямо или косвенно (через ООН) определяли США и Великобритания. Правительства других стран, желая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании западных специалистов и советников. По их мнению, лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для того, чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашались десятки американских, британских и канадских специалистов. Расширялось и обратное движение. Стипендии и стажировки привлекали в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это, естественно, способствовало интернационализации профессии и распространению единых стандартов в преподавании. Одновременно укреплялось влияние Запада в развивающемся мире.
В настоящее время, как пишет Дж. Биллапс (Материалы конференции по проблемам социальной работы, Каир, 1992) многие социальные работники развивающихся стран испытывают потребность вырваться за рамки так называемого «профессионального империализма» и выработать свои подходы, которые бы вписывались в культуру их стран и отвечали бы потребностям их развития.