УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 26
ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ОБЩЕНИЯ»
Требования к компетентности:
· знать функции, структуру и роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания;
· знать стили педагогического общения, уметь выбирать оптимальный стиль педагогического общения в зависимости от сложившихся условий;
· знатьпричины возникновения педагогических конфликтов в разных возрастах и уметь определять рациональные способы их разрешения в учебно-воспитательном процессе;
· знать составляющие культуры педагогического общения; уметь выбирать адекватные вербальные и невербальные средства для установления и развития контактов между участниками педагогического взаимодействия.
Основная литература
1. Кан-Калик, В.В. Учителю о педагогическом общении / В.В. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987.
2. Подласый, И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 269– 272.
3. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова – Минск : Беларуская навука , 1998. – 319 с.
4. Рыданова, И.И. Культура речевого поведения учителя: Пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / И.И. Рыданова – Минск : НПООО «ПИОН» , 2000. – 108 с.
5. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский . – СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с. С.265-320
Дополнительная литература
1. Жук А.И., Казимирская И.И. и др. Основы педагогики. Мн.: Аверсэв, 2003. С.209–218.
2. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Мн.: ТетраСистемс, 2002. С.207–230.
3. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А.Зязюн и [и др.]; под ред. И.А.Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
4. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.– 128 с.
5. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. С.377-407.
Основные понятия
Педагогическое общение – вид профессионального общения, который представляет собой процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями их совместной деятельности и организованный с целью: обмена информацией, формирование взаимоотношений, организации деятельности.
Общение— процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками.
Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей.
Коммуникация — а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; б) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; в) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации. В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
* наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности);
* возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
* коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
* возможность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением).
Коммуникация межгрупповая —взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.
Барьеры коммуникации — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.
Вербальные средства общения —это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем.
Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.
Взаимодействие— процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Трудности общения —проблемы, возникающие в его процессе.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
и