Формулировка психологич. Проблемы
Основополагающие идеи, определяющие направление, содержание и структуру организации учебного процесса + принципы обучения
Основоположник деятельностной теории учения-выгодский
Особое соотношение внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа + социальная ситуация развития
Пассивно-отрицательный стиль предполагает, что учитель + не столь явно обнаруживает негативное отношение к детям и педагогической деятельности.
Пассивно-положительный стиль отражает (при общей положительной направленности) +замкнутость, сухость, категоричность и педантизм в манере поведения и речевых высказываниях педагога.
Параметры обучаемости по З.И. Калмыковой включают + 1) самостоятельность, 2) глубина, 3) осознанность, 4) гибкость, 5) устойчивость
Параметры обучаемости по З.И. Калмыковой не включают + широту мышления
Педагогическая деятельность предполагает выполнение определенных функций это + целеполагающие и организационно-структурные
Педагогическое взаимодействие + педагогическое сотрудничество, педагогическое общение
Педагогическое взаимодействие определяет + осознанность и целеположность
Педагогическое взаимодействие это + феномен связи, воздействия, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга и на другие объекты
Передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду – это…+ воспитание
Планомерное, целенаправленное и организованное взаимодействие преподавателя и учащегося с целью формирования у учащегося системы знаний, умений, навыков – это… + Обучение
Периодом раннего детства явл-1-3
Поведение ребенка, отклоняющееся от принятой нормы, аморальное +девиантное поведение
Подходы, явившиеся основой «реформаторской педагогики» начала ХХ в. + «школа учебы» +«трудовая школа» +«свободные школьные общины»
Постфигуративный тип культуры по М. Мид предполагает, что + дети, прежде всего, учатся у своих предшественников.
Предметом педагогической психологии не являются закономерности и особенности: + Влияние социума на личность ребенка
Предметом педагогической психологии являются закономерности и особенности: + психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в различных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса и педагогического взаимодействия.
Представители когнитивной психологии 60-80-х годов прошлого столетия + Г. У. Найссер, М. Бродбент, Д. Норман, Дж. Брунер
Представители гуман.пс.авторы,,самоанализ я,,,,фасилитация,,-роджерс,маслоу
Представитель социальной педагогики, разработавший в 20 годы прошлого столетия целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека, создавший модель педагога, объединяющую требования к его личности и профессиональной компетентности. + С.Т. Шацкий
Предст.гештальтпсих не явл-леонгарт
Президент американской ассоциации психологов в 50-е годы, автор понятия «дивергентное мышление» + Джой Гилфорд
Принцип коллективной деятельности реализуется в следующих показателях + 1) установке обучающихся на коллективное творчество; 2) активном участии каждого учащегося в решении поставленной задачи; 3) выборе каждым учащимся личностно-значимого предмета деятельности
Преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков по Г. А. Цукерман: + 1) возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; 2) растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей; 3) меньше времени тратится на формирование знаний и умений; 4) снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации
Преимущества триады при внутригрупповом сотрудничестве (по Л. В. Путляевой и Р. Т. Сверчковой) + 1) коллегиальность, 2) аргументированность, 3) контактность и лабильность группы, 4) рефлексивность
Представитель педагогики,разр. В 1920 целостную конц.гуманизации и демократизациивоспитания…-шацкий
При ковергентном мышлении действует неосознаваемая убежденность, что + любая проблема или задача имеет только один «правильный» способ решения
Принцип коллективной деятельности реализуется в трех планах: + 1) установке обучающихся на коллективное творчество; 2) активном участии каждого учащегося в решении поставленной задачи; 3) выборе каждым учащимся личностно-значимого предмета деятельности
Прогрессивный фр.псих обосновавший поблему стадиальности псих развития у ребенка-валлон
Профессиограмма педагога + это описательная модель представителя педагогической профессии
Профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива – это + Педагогическое общение
Процесс,в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки,что помогает ребёнку поверить в себя и свои способности,избежать ошибок,поддерживая его при неудачах
Педагогическая поддержка
Процесс, при котором повторение стимула ведет к усилению чувствительности к нему в результате раздражитель, не вызывающий реакции при однократном, повторяясь, начинает провоцировать определенное поведение –это + Сенсибилизация
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта – это… +научение
Процесс кот.по своим целям и содержанию явл .передачей старшим поколениямсоц.культурного опыта…-образовательный
Психолог, автор латентного научения + Э. Толмен
Психолог,основатель,, журнала по пед псих,,-мейман
Психологическая готовность взрослых к общению с подростками имеет несколько составляющих: + 1) внутренняя личностная свобода взрослого и собственная интернальная позиция по отношению к жизни; + 2) знание психологических особенностей подросткового возраста; + 3) овладение конкретными навыками общения с подростками
Психологический контакт— это + общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересо-ванностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия
Психолог, сформулировавший психологическую теорию обучения как проблему соотношения обучения и развития, где ведущая роль отводится обучению. + Л. С. Выготский
Психолого-педагогическое направление, возникшее в первой половине ХХ века, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. + Педология
Разновидностью когнитивного научения не является:
Научение путём подражания
Разновидность когнитивного научения,характеризующегося преимущественно тем,что решение приходит внезапно
Инсайт
Разновидностями оперантного науч. Явл.-проб и оштбок-формир.реакции-наблюдение
Реализуемое в различных системах взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности +педагогическое взаимодействие «учебное сотрудничество» («групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность»)
Реализация взаимодействия «ученик-учитель» + 1) индивидуальная работа с мастером; 2) классно-урочная форма; 3) произвольная; 4) триадно-лабораторный метод
Ситуативный стиль связан с проявлением + эмоциональной нестабильности учителя.
Реализуемое в различных системах взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности +Образовательный процесс
Руководитель экспериментальной лаборатории при школе в Германии, которая пыталась решать учебные задачи, используя университетские приборы и методики, автор книги «Лекции по экспериментальной психологи (педагогике)» (1907 г.) + Э. Мейман
Система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоения содержания образования +Метод обучения
Система представлений человека о себе как о профессиональном педагоге и его отношения к этим представлениям – это…+«Я-концепция» педагога
Система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности +методология
Сколько групп педагог.умений выделяют согласно описанию А.К. Марковой
Ситуация вызванная интелект .затруднением челакгда он не находит обяснения какомуто факту,явлению..-проблемная
Советские психологи, разработавшие системы развивающего обучения. + Л. В. Занков; В. В. Давыдов;
Советский психолог, автор - разработчик метода активизации резервных возможностей личности: + Г.А. Китайгородская
Советский психолог, автор книги «Психология педагогической оценки» + Б.Г. Ананьев
Советский психолог, автор книги «Структура процесса учения» (1986г.) + И.И. Ильясов
Советский психолог, автор методики формирования морального действия ребенка. + Е. В. Субботский
Советский психолог, автор понятия «социальная ситуация развития» + Л.С. Выготский
Советский психолог, автор-разработчик знаково-контекстного обучения + А. А. Вербицкий
Советский психолог автор,,процесс и стр.чел.учения,,-лингарт
Сов.психолог.впервые проблема единства сознания и деятельности-рубинштейн
Советский психолог, разработавший теорию алгоритмизированного обучения. + Л. Н. Ланда
Советский ученый выделивший 4 стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала-блонский
Сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат – это… + цель
Совместно распределенная — действительно генетическая (эвристическая), по П. Ф. Каптереву, — форма учения позволяет сформировать умения: + 1) увидеть, узреть в задаче систему преобразований; + 2) соотнести преобразования с особенностями происходящих изучаемых явлений; + 3) строить обобщенные модели совместной деятельности; + 4) интерпретировать изучаемое явление в соответствии с собственными действиями, что свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня рефлексии
Совместное учебное действие, как специфическая учебная ситуация, отвечает следующим требованиям (по В. В. Рубцову и В. В. Агееву)+ общность цели, + выполнению собственного индивидуального действия каждым, +координированности, + неаддитивности (получению общего результата)
Совокупность различных действий учителя,которые соотносяться с фун-ми педагог.деят.,выявляют индивид-психологич.особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессион. Компетенции
Педагогические умения
Составляющие психологической готовности взрослых к общению с подростками:Внутренняя личностная свобода взрослого и собственная итернальная позиция по отношению к жизни-Знание психологических особенностей подросткового возраста-Владение конкретными навыками общения с подростками
Сотрудничество — это + гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется следующими показателями: + 1) пространственным и временным соприсутствием; 2) единством цели; 3) организацией и управлением деятельностью; 4) разделением функций, действий, операций; 5) наличием межличностных отношений
Социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, стране, обществе, регионе, организации и т.д., ступень образования (дошкольное, школьное и т.д.) +профиль образования
Специализированная служба в учебном заведении, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка + психологическая служба школы
Соц.пед.автор целостной концепции гуманизации и демократизации..-Шацкий
Специализированное подразделение в учебном заведении, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка + психологическая служба школы
Специфика экспериментальных методов состоит в: + 1) организация специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых; 2) изменение специальных условий деятельности в ходе исследования.
Способность к творческой деятельности, «творческость» +креативность
Способы получения и изучения педагогических явлений и психологических процессов, связанных с обучением и воспитанием детей + методы исследования педагогической психологии
Специфическая форма научения у животных, представляет собой наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности к первому движущемуся объекту, который попадает в поле зрения новорожденного животного + Импринтинг (запечатление)
Средствами нравственного воспитания в коллективе являются: +1) Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность; 2) Моральное принуждение как форма морального осуждения
Стадии развития логики мышления: + 1) моторные действия; 2) дооперациональный период; 3) конкретные операции; 4) формальные операции
Стили педагогической деятельности по Березовину и Коломенскому + 1. Активно-положительный стиль 2. Пассивно-положительный стиль 3. Ситуативный стиль 4. Активно-отрицательный стиль 5. Пассивно-отрицательный стиль
Стилем педагогической деятельности по Н.А.Березовину и Я.Л. Коломинскому не является: + активно-реагирующий стиль
Стилем педагогической деятельности по Н.А.Березовину и Я.Л. Коломинскому являются: + 1) Активно-положительный; 2) Пассивно-положительный; 3) Ситуативный; 4) Активно-отрицательный; 5) Пассивно-отрицательный
Сторонники образовательной парадигмы,отдающей предпочтение знаниям и отказом от трудового обучения явл.:КаптеровВахтеровЧехов
Сторонники образовательной парадигмы,ориентирующейся на трудовое воспитание :МакаренкоШацкийБлонский
Сторонники точки зрения на проблему соотношения обучения и развития, согласно которой обучение и есть развитие + У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка
Стремление интеллекта сохранить баланс между ассимиляцией и аккомодацией – это + уравновешивание
Стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность – это + Мотив(ация) власти
Структурным компонентом педагогической деятельности не является + оперативный компонент
Структура учебной деятельности не вкл-самосовершенствования
Структура профессионального самосознания учителя включает:
актуальное «Я»,
ретроспективное «Я»,
идеальное «Я»,
Рефлексивное «Я».
Структурным компонентом педагогической деятельности является + 1) гностический, 2) конструктивный, 3) организаторский, 4) коммуникативный, 5) проектировочный
Субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализ.планируемого общения:
Затруднение
Субъектами образовательного процесса являются+ Обучающийся (школьник, студент); учителя, как активные системы образовательного взаимодействия с его реальным содержанием и формами реализации.
Субъектами образовательного процесса являются + педагог, ученик
Схема диагностической процедуры включает в себя + 1) обнаружение проблем по их эмпирическим признакам на основе обзора информации о внешней и внутренней среде; 2) фиксация уровней результатов и сравнение их с нормами работы; 3) формирование предварительной диагностической гипотезы на основе первичной классификации и обработки полученной информации; 4) поиск внешних и внутренних причин, породивших проблемы и отклонения в результатах; 5) определение окончательного диагноза
Схема диагностической процедуры не включает в себя + обсуждение с контролирующими органами
Схему учебно-педагогического взаимодействия трактуют как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие + 8-8
Тип мышления (по Гипфорду),который обеспечивает решение проблемы путём обнаружения …….. путём необходимого свойства ,единственно отвечающего условиям и требованию задачи:
Конвергентное
Типами индивид. стилей, характериз. соврем. учителя, по А.К.марковой и А.Я. Никоновой не явл:
Регламентирующий стиль
Теоретическое обоснование требований к обучению согласно ассоциативной психологии заключалось в следующем: +Заучивание материала путем многократного механического повторения
Теория поэтапного формирования умственных действий основывается на следующих этапах: + 1) мотивационный; 2) формирование ориентировочной основы действия; 3) организация материального, (с предметами) или материализованного (с изображениями предметов, схемами, чертежами, моделями, раздаточным материалом) действия; 4) формирование действия во «внешней речи про себя»; 5) формирование умственного действия
Теория поэтапного формирования умственных действий основывается на следующих этапах: +1) мотивационный; 2) ориентировочный; 3) материальный; 4) внешнеречевой и беззвучной (внутренней) речи; 5) умственного действия
Тесты, которые вошли в «компендиум объективных тестов личности и мотивации», составленном Кеттеллом и Варбуртоном +Тесты способностей. +Тесты умений и навыков. +Тесты на восприятие. +Опросники.+Мнения.+Эстетические тесты.+Проективные тесты.+Ситуационные тесты.+ Игры. +Физиологические тесты.+Физические тесты.+Случайные наблюдения.+Объективные тесты
Тесты, которые не вошли в «компендиум объективных тестов личности и мотивации», составленном Кеттеллом и Варбуртоном + тесты нравственных показателей
Термин «педология» для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития предложил в 1893г. американский психолог, ученик С. Холла + О. Хризман
Типы индивидуальных стилей по Марковой и Никоновой + Эмоционально-импровизационный стиль, Эмоционально-методичный стиль, Рассуждающе-импровизационный стиль, Рассуждающе-методичный стиль
Тип мышления по Гилфорду кот.обеспечивает решение пробл.путем обнаружения пед путем неоходимого св.единственно отвечающего условиям и требованию задачи-конвергентное
Требованиями к формированию целей не является + соотношение цели и самоцели
Требованиями к формированию целей является + 1) ясность и понимание цели; 2) отношение к целям; 3) выявление роли потребностей, мотивов и всего опыта человека в формировании и достижении целей; 4) соотношение внешних и внутренних целей; 5) ориентация на стратегию учебного заведения
У школьного психолога должны быть след.журналы учёта работы:
Журнал диагностики
Журнал консультаций