Основные тенденции реформирования
современного дошкольного образования в России»
1. Какие три этапа реформирования характерны для современного дошкольного
образования? Отметьте их в определенной последовательности:
а)... б)... в)...
2. Сопоставьте этапы реформирования дошкольного образования с задачами,
характеризующими каждый из этих этапов:
1) становление вариативного образования;
2) создание системы мониторинга качества дошкольного образования;
3) развитие альтернативного образования:
а) определение принципов и содержания нового программно-методического
обеспечения дошкольного образования;
б) реализация основной идеи концепции - личностно-ориентированного
образования;
в) разработка проекта государственного образовательного стандарта;
г) определение стратегии дошкольного образования;
д) смена концептуальных подходов к содержанию дошкольного образования;
е) формирование гибкости и полипрограммности системы дошкольного
образования.
3. Конец 80-х - начало 90-х годов характеризуется активным поиском путей
обновления содержания образования дошкольников. Появляется ряд исследований,
составивших теоретическую основу идеи гуманизации дошкольного образования,
личностной ориентации обучения и воспитания. Кто из педагогов занимался данными
исследованиями? Выберите верный ответ, отметьте каким-либо знаком:
а) Л.А. Венгер, к б) И.С. Якиманская, ^ в) А.В. Петровский, К г) Д.Б. Эльконин,
д) Е.Б. Бондаревская.
4. Кто является автором «Концепции дошкольного воспитания»?
5. Укажите параметры учебно-дисциплинарной модели:
а) ... б) ... и т. д.
6. Расшифруйте схему, указав основные идеи
Становление базиса личностной
__________ культуры__________
Концепция
дошкольного
воспитания
Содержание образования-
Формирование деятельности
7. Сопоставьте этапы реформирования дошкольного образования с направлениями,
характерными для каждого из них.
1) развитие альтернативного образования;
2) становление вариативного образования.
а) создание законодательной базы многоукладное™ и гибкости дошкольного
образования, построенной на принципе вариативности;
б) формирование менталитета педагога;
в) гуманизация образования;
г) информатизация содержания образования;
е) развитие культуросообразных, личностно-ориентированных воспитательных
систем;
ж) интеграция в мировое образовательное пространство;
з) диагностика образовательных потребностей населения, определение спроса на
различные типы и модели дошкольного образования.
1) - а,б и т.д.
2) - в,г и т.д.
8. В связи с чем в 1995 году Минобразованием России были подготовлены
«Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ»?
9. Что характеризует вариативность в социальном отношении? Выберите верные
ответы, отметив их каким-либо знаком:
а) разнообразие программ;
б) общедоступность образования;
в) социокультурное становление;
г) свобода и плюрализм;
д) гуманистический характер образования.
10. Какие типы образовательных учреждений востребованы среди населения в рамках
личностно-ориентированного образования?
а)... б)... в)...
11. Рассмотрите схему, дополните ее, отметив все компоненты Государственного
образовательного стандарта дошкольного образования:
а)... б)... в)...
Государственный образовательный стандарт
К | О | м | по | н | Е | Н | Т | ы | |||||
V | V | V | |||||||||||
9 • | 9 ф | ||||||||||||
SHAPE
12. Чем было вызвано появление Государственного образовательного стандарта (ГОС)?
13. Кем из ученых (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, СВ. Панюкова), выделены
следующие положения:
• в центре личностно-ориентированной модели - ребенок, его личность;
• личностная ориентация образования основана на субъективной активности ребенка;
• обучение ориентировано на развитие познавательной активности;
• личностная ориентация предполагает создание условий для удовлетворения
потребностей ребенка в общении, исследовании, творчестве, созидании.
14. В каком году система дошкольного образования вступила в этап создания системы
мониторинга качества дошкольного образования?
Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком: а) 1989г., б) 1992 г., в) 1993 г., г) 1995 г., д) 1996 г.
15. Заполните нижеприведенную таблицу, вписав соответствующие буквы в графы:
ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ | ||||||||||
МОДЕЛИ | Цель образования | Формы обучения | Способ обучения | Стиль обучения | Способы общения | Позиция педагога | Отношения | Модель взаимодействия | Дидактический аспект обучения | Содержание воспитания |
Личностно-ориентированная | ||||||||||
Учебно-дисциплинарная |
а) ребенок - ребенок;
б) формирование умений и навыков;
в) демократический стиль общения;
г) предупреждение ошибок;
д) внешнезадаваемые ценности и качества;
е) формирование базиса личностной культуры;
ж) развивающее обучение;
з) авторитарный стиль общения;
и) фронтальные занятия;
к) передача зафиксированного образовательной программой объема готовых знаний;
л) обучение на занятиях малыми группами в игре;
м) партнерство и диалог;
н) субъект - субъектные отношения;
о) запрет, наказания, наставления;
п) проблемное изложение материала;
р) взрослый - ребенок;
с) педагог - организатор собственной деятельности ребенка, создает зону его развития;
т) переориентировка с внешнезадаваемых ценностей и качеств на развитие имплицитно
существующих личностно-значимых ценностей; у) педагог - «сверху-вниз»; ф) субъект - объектные отношения.