Профессиональная поддержка людей с ограниченной трудоспособностью на рабочем месте
Процесс перехода в трудовую жизнь не завершается с нахождением рабочего места. Если образно сравнить этот этап в жизни особого подростка с наведением моста между двумя берегами (школьным и профессиональным периодами), то станет ясно, что поддержка ему необходима не только со стороны школы, но и со стороны структуры, которая предоставляет рабочее место. Однако предприятия, как правило, не имеют средств для сопровождения людей с особыми потребностями, поэтому для них наиболее приемлемой формой помощи оказывается наставничество. Наставник (ментор, или опытный сотрудник) берет на себя шефство над подопечным. За такое шефство-сопровождение, на которое ему приходится тратить рабочее время, он получает доплату (Mentorenzuschu~s).
Любому предприятию, которое принимает на работу человека с инвалидностью, довольно сложно сохранить его как полноценного работника, что сопряжено и с определенными социальными проблемами. Статистика свидетельствует, что почти 50 % принятых на работу молодых людей с особыми потребностями не в состоянии работать постоянно и теряют свои рабочие места (Schartmann, 1999).
Мы уже отмечали, что сущность продолжительного сопровождения профессиональной деятельности людей с инвалидностью заключается в установлении взаимного понимания в выстраивании отношений принятия и доверия между работодателем и особым работником. Безусловно, процесс этот в разных случаях различается и по своему характеру, и по степени интенсивности поддержки, которая постепенно может минимизироваться и сойти на нет. Однако, как показывает практика, работодатели нуждаются в возможности обращаться к доступным для них консультантам по вопросам, касающимся интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения.
В настоящее время в германоязычных странах складывается новый подход в системе социальной и профессиональной реабилитации людей с особыми потребностями. Он реализуется деятельностью социальных служб, содействующих интеграции людей с ограниченной трудоспособностью в среду профессиональной деятельности. Одной из таких служб является структура под названием «Поддерживаемая занятость» (Unterstiitzte Beschiiftigung). Ее теоретические основы базируются на позитивных идеях, содержащихся в таких концeпTyaльHыx подходах, как «нормализация жизни» или «принцип автономной жизни», получивших значительное распространение в практике профессиональной подготовки подростков и молодежи с ограничениями в жизнедеятельности. Вместе с тем постоянные изменения на рынке труда, сокращение рабочих мест, ужесточение требований к уровню профессиональных компетенций - все это диктует необходимость серьезного пересмотра и содержания, и качества профессиональной подготовки людей, имеющих инвалидность.
В 90-х п. прошедшего столетия в германоязычных странах бьти предприняты попытки структурного реформирования системы социaльHo-тpyдoBoй реабилитации таких людей. Созданные в этот период так называемые «службы профессиональной интеграции» (Intergrationsfachdienste) ставили свой задачей интеграцию людей с инвалидностью в мир труда.
Идейная направленность этого нововведения заимствована из США, где оно появилось под названием «Sиpported emp1oyment». Воплощением в жизнь этих установок активно занялись указанные службы профессиональной интеграции (СПИ-IFD), которые в отли'lИе от других структурных форм, например, интеграционных оргаlIизаций, пришедших из Скандинавских стран, получили в Германии lIеобычно широкое и быстрое распространение.
В настоящее время система поддерживаемой занятости людей с инвалидностью рассматривается как альтернатива традиционной системе включения особых людей в трудовую жизнь.
Идеи нормализации и автономии жизни ориентированы на социалИзацию, на равноправие, на улучшение качества жизни человека.
В концепции поддерживаемой занятости интеграция выступает не как форма непосредственного социального участия в профессионально-трудовой деятельности.
Эффективность работы служб профессиональной интеграции подтверждается реальной практикой эффективного посредничества. Так, одна из семи подобных служб, созданных в земле Северный Рейн-Вестфалия, вела в течение трех лет (сопровождала, консультировала) 700 подростков и взрослых с умственной отсталостью. Из них 310 человек были охвачены регулярным консультированием и помощью. В итоге 120 молодых людей с проблемами в умственном развитии полноценно включились в профессиональную деятельность, т. е. заключили долгосрочные трудовые контракты.
Успешная, результативная деятельность служб профессиональной интеграции людей с инвалидностью во многом предопределяется следующими факторами, которые заложены в самой организации этих структур:
- высокой степенью индивидуализации подходов к нуждающимся в содействии - учет их интересов и способностей, выявление внутреннего потенциала личности и одновременно гибкость в отношении организации рабочих мест. И то, и другое очень сложно обеспечить в условиях стандартного профессионального обучения, ориентированного на жесткую образовательную программу, осуществляемую либо в условиях предприятия, либо (тем более) вне его;
- реальной близостью к рынку труда и предприятиям, как непосредственной территориальной, так и информационной; при этом используются самые различные гибкие технологии;
- адекватный отбор подходящих для определенной профессии претендентов, помощь в их адаптации к рабочему месту и возможному дальнейшему сопровождению, содействие формированию необходимых технических и предметных умений, что ведет к становлению важных ключевых квалификаций и социальных компетенциЙ. Практика показывает, что самые большие трудности возникают не из-за ограничений, связанных с инвалидностью, а главным образом из-за несформированности социальных умений и дефицита прямой помощи на рабочем месте;
- поддержание непрерывных и тесных взаимодействий и контактов с бывшими выпускниками, а ныне занятыми на производстве людьми, что позволяет оказывать им постоянное внимание и обеспечивает их уверенность в поддержке служб профессиональной интеграции.
Главные преимущества таких служб заключаются в преодолении традиционного разрыва между процессами полууения профессиональной квалификации и реальной профессиональной деятельностью; разработке особых методических стратегий, особенно в овладении квалификационными и практическими умениями, связанными с избранной рабочей профессией; в кооперации и сотрудничестве с другими системами профессиональной реабилитации - мастерскими для людей с инвалидностью, психосоциальными службами и т. п.
В развитых странах широко распространено получение людьми с ограниченной трудоспособностью высшего образования. Здесь получили при знание вузы, где учатся люди с определенными нарушениями (чаще неслышащие), или структурные подразделения в составе университетов. Кроме того, студенты с ограниченными возможностями широко интегрированы в обычные совместные группы. При любой форме организации обучения вуз обеспечивает создание для них специальной образовательной среды, не делая, однако, скидок и послаблений в освоении образовательной программы.
Значительный опыт обучения неслышащих студентов накоплен, например, в США. В целом ряде высших учебных заведений Gallaudet University (Washington D. С.), National Technical lnstitute [ог the deaf at Rochester lnstitute ofTechnology (Rochester, N. У.), Califoгnia State University, Northridge (Los Angeles), Delgado College (New Orleans, Lousiana), Seattle Central Community College Saint Раиl Technical Vocational lnstitute (Minnesota) и др. - уже не одно десятилетие существуют специальные программы академического (а в некоторых и педагогического) образования для неслышащих людей. Кроме собственно образовательных целей и педагогической подготовки эти программы предусматривают специализированную учебную помощь, обеспечивающую развитие и тренировку остаточного слуха, совершенствование коммуникативных навыков, адаптирование в социально-профессиональной среде. Параллельно ведутся научные исследования проблем обучения неслышащих в системе высшей школы.
Не менее значительны успехи в этой области, достигнутые в Великобритании (Базоев В.З., 2005). Профориентационная программа «По карьере» (в соответствии с директивами Национальной школьной программы), вводимая для школьников с 13 лет, предоставляет выпускникам широкие возможности получения профессионального образования разного уровня в массовых, специальных и частных образовательных учреждениях. Среди глухих особенно популярны Бристольский и Лондонский университеты, Манчестерский политехнический институт. Кроме того, они могут учиться в специальных колледжах в Корт- Грэйндже, Донкастере, Дерби, Бервуд Парке.
Законодательство Великобритании предусматривает создание в структурах высшего профессионального образования специальной образовательной среды для людей с ограниченными возможностями. Так, для глухих студентов Совет финансирования дальнейшего образования вводит повышенные стипендии для оплаты услуг переводчиков, ксерокопирования лекционных материалов, при обретения оргтехники и даже найма жилья на время обучения. Национальная ассоциация третичного образования для глухих (NATED) консультирует образовательные учреждения по вопросам создания специальной образовательной среды - освещению, оборудованию аудитории, по ycлугaM переводчиков и пр. Некоторые учебные заведения обеспечивают глухих студентов ноугбуками и видеокамерами для записи лекций.
Важно отметить, что в развитых странах крайне мало ограничений, препятствующих приобретению профессий людям с инвалидностью. Все зависит от возможностей самого человека и специфики избираемой профессии. Так, в ФРГимеются ограничения для глухих по тем профессиям, которые связаны с работой на высоте, а также тем, в которых основу деятельности составляет устное общение. В Великобритании вообще не существует никаких нормативных акToB, препятствующих глухому человеку получить какую-либо профессию в структурах высшего и среднего профессионального образования. Наиболее популярны профессии технологического, сельскохозяйственного, социального и художественного направлений. Имеется также возможность учиться на курсах, позволяющих повысить квалификацию в областях промышленного производства, бизнеса, агрономии, графики и дизайна, бухгалтерского учета, администрирования, столярного дела, сантехники.
В каждом учебном заведении работает специальный координатор, который оказывает помощь и консультирует людей с ограниченными возможностями по вопросам организации обучения и жизнедеятельности во время их пребывания в университете или колледже. Помимо этого при Управлении по занятости функционируют уже более 16 лет государственные консультативные группы по подбору работы для выпускников (Placement, Assesment and Counselling Teams - PACTs).
Вопросы и задания
1. Каковы цели организации профессионального обучения людей с ограниченными возможностями за рубежом?
2. Охарактеризуйте сущность и содержание основных моделей профессиональноro обучения людей с ограниченными возможностями. для каких категорий лиц с ограниченной трудоспособностью подходит каждая из этих моделей?
з. Какие возможности для получения высшего образования предоставляют зарубежные университеты для молодежи с ограниченными возможностями?
4. Что такое служба профессиональной интеграции, ее цель, задачи? Как она функционирует?
5.Что такое поддерживаемое трудоустройство?
6.Подготовьте реферат об организации высшего образования для глухих за рубежом.
7. Каковы возможности получения профессии людьми с умственной отсталостью за рубежом? Сравните с теми возможностями, которые имеются для этого в нашей стране. Подготовьте небольшое сообшение на эту тему.
ЛИТЕРАТУРА
Базоев В. З. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании / / Дефектология. - 2005. - NQ 5.
Баранаускене И., Карвялuс В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект / / Дефектология. - 2007. - NQ 4.
Шuпuцына Л. М «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб., 2005.
Duisтaп G Н. Arbeitre1evante Basiskompetenzen: ein neues Konzept zur Qua1itiitssicherung. Unterricht, Arbeit und Technik. 4 (15) 2002.
Hohтeier J. UnterstUtzte Beschiiftiging - ein neues E1ement im System der beruflichen Rehabi1itation / / Neue berufliche Chancen fйг Menschen mit Behinderungen / J. Bar1sen, J. Hohmeier (Hrsg.). - Dusse1dorf, 2002.
Handbuch der Sonderpiidagogik. Vergleichende Sonderpiidagogik. Bd. 11 / к. J. Кlaиeг, W. Mitter (Hrsg.). - Ber1in; Marhold, 1987.
Schulte К Studienbeg1eitende Dienste Шг Geh6r1ose und Schwerh6rige in der USA - Fakten, Feststellungen, Konsequenzen / / Sonderdruck: Stiftung zut F6rderung k6rperbehinderter Hochbegabter., Vaduz, Furstentum Lichtenstein.1991.