Ожидаемые результаты и способы определения результативности
ПРОГРАММА
Подготовки вожатых-наставников
Для школьных лагерей с дневным пребыванием
Пояснительная записка
В последнее время наблюдается возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских лагерей. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.
Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно.
Программа «Школа вожатого-наставника» ставит своей целью подготовить школьников старшего возраста к летнему сезону для работы в лагерях дневного пребывания.
Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что существующие программы школ вожатых предназначены для подготовки вожатых для загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов. Данная программа предполагает обучение старшеклассников, работающих в школьных лагерях дневного пребывания.
Возраст воспитанников – 14-16 лет (учащиеся 8 – 10 классов).
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводят педагог-психолог и педагог-организатор по направлениям:
1. функции вожатого;
2. психология детей;
3. детский коллектив;
4. организация детского досуга;
5. игровая деятельность.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.
Принципы деятельности Школы:
· использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к воспитанникам в организации обучающего процесса;
· преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
· реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;
· использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
· принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих воспитанников к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;
· принцип технологичности профессиональной подготовки воспитанников (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности вожатого);
· принцип воспитывающего взаимодействия;
· принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.
Программа краткосрочная. Занятия проводятся по 4 академических часа 3 дня, общий объем нагрузки составляет 12 часов. Программа носит практико-ориентированный характер. В составе курса - теоретические занятия (4 часа), на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; практические занятия (8 часов), цель которых - применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.
Отличительной особенностью программы «Школа вожатого» является то, что в ней занимаются старшеклассники всего города, что позволяет им обмениваться опытом, быть в курсе новейших разработок в педагогическом творчестве, а также совершенствовать свои методы работы.
Цель: подготовка вожатых для работы в детских лагерях дневного пребывания в образовательных организациях МО г-к Анапа.
Задачи:
· приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях городского летнего лагеря;
· овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;
· развитие социальных и коммуникативных навыков;
· развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.
Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:
· центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);
· курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел);
· «Школа вожатого» (г. Липецк);
· «Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.);
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
По прохождению полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний, умений и компетентностей.
Вожатый должен:
Знать:
1. Обязанности вожатого;
2. Возрастные психологические особенности детей;
3. Особенности временного детского коллектива;
4. Способы профилактики конфликтов;
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
6. Как разработать, подготовить и провести отрядное дело;
Уметь:
1. Организовывать подвижные и интеллектуальные игры;
2. Оформить отрядный уголок;
Владеть:
1. Социальной компетентностью
Критерии:
· навыки работы в группе;
· навыки организатора группы;
· владение возможными социальными ролями в коллективе;
Показатели:
· организация деятельности группы;
· выступление в качестве исполнителя, организатора, инициатора;
2. Коммуникативной компетентностью
Критерии:
· умение предъявлять себя окружающим;
· умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;
· умение вести дискуссию;
Показатели:
· признание и уважение коллектива;
· желание работать в одной группе;
· общественные отзывы и мнения;
Оценка результатов работы осуществляется в ходе решений тестовых заданий по пройденным темам курса, методики «КОС», педагогического наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных отрядных дел, анализа информации о работе воспитанников в лагерях дневного пребывания.
По прохождении полного курса программы обучающимся выдается Сертификат участника программы «Школа вожатого-наставника».
Итоговой формой контроля является городской конкурс вожатых детских оздоровительных лагерей «Вожатый года», который проходит в период летних лагерных смен или осенью. В конкурсе принимают участие воспитанники, прошедшие курс обучения по программе и работающие в городских лагерях дневного пребывания.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Организация летнего лагеря | ||||
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста | 0,5 | 0,5 | ||
Детский коллектив. Конфликты в нем | 0,5 | 0,5 | ||
Организация отрядного дела | ||||
Игра – дело серьезное | ||||
Оформление отрядного уголка | - | |||
Итого: |
Содержание курса
Ый день