Ожидаемые результаты и способы определения результативности

ПРОГРАММА

Подготовки вожатых-наставников

Для школьных лагерей с дневным пребыванием

Пояснительная записка

В последнее время наблюдается возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских лагерей. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.

Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно.

Программа «Школа вожатого-наставника» ставит своей целью подготовить школьников старшего возраста к летнему сезону для работы в лагерях дневного пребывания.

Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что существующие программы школ вожатых предназначены для подготовки вожатых для загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов. Данная программа предполагает обучение старшеклассников, работающих в школьных лагерях дневного пребывания.

Возраст воспитанников – 14-16 лет (учащиеся 8 – 10 классов).

Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводят педагог-психолог и педагог-организатор по направлениям:

1. функции вожатого;

2. психология детей;

3. детский коллектив;

4. организация детского досуга;

5. игровая деятельность.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.

Принципы деятельности Школы:

· использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к воспитанникам в организации обучающего процесса;

· преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;

· реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;

· использование творческого подхода в организации образовательного процесса;

· принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих воспитанников к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;

· принцип технологичности профессиональной подготовки воспитанников (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности вожатого);

· принцип воспитывающего взаимодействия;

· принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.

Программа краткосрочная. Занятия проводятся по 4 академических часа 3 дня, общий объем нагрузки составляет 12 часов. Программа носит практико-ориентированный характер. В составе курса - теоретические занятия (4 часа), на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; практические занятия (8 часов), цель которых - применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.

Отличительной особенностью программы «Школа вожатого» является то, что в ней занимаются старшеклассники всего города, что позволяет им обмениваться опытом, быть в курсе новейших разработок в педагогическом творчестве, а также совершенствовать свои методы работы.

Цель: подготовка вожатых для работы в детских лагерях дневного пребывания в образовательных организациях МО г-к Анапа.

Задачи:

· приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях городского летнего лагеря;

· овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;

· развитие социальных и коммуникативных навыков;

· развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.

Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:

· центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);

· курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел);

· «Школа вожатого» (г. Липецк);

· «Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.);

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

По прохождению полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний, умений и компетентностей.

Вожатый должен:

Знать:

1. Обязанности вожатого;

2. Возрастные психологические особенности детей;

3. Особенности временного детского коллектива;

4. Способы профилактики конфликтов;

5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

6. Как разработать, подготовить и провести отрядное дело;

Уметь:

1. Организовывать подвижные и интеллектуальные игры;

2. Оформить отрядный уголок;

Владеть:

1. Социальной компетентностью

Критерии:

· навыки работы в группе;

· навыки организатора группы;

· владение возможными социальными ролями в коллективе;

Показатели:

· организация деятельности группы;

· выступление в качестве исполнителя, организатора, инициатора;

2. Коммуникативной компетентностью

Критерии:

· умение предъявлять себя окружающим;

· умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;

· умение вести дискуссию;

Показатели:

· признание и уважение коллектива;

· желание работать в одной группе;

· общественные отзывы и мнения;

Оценка результатов работы осуществляется в ходе решений тестовых заданий по пройденным темам курса, методики «КОС», педагогического наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных отрядных дел, анализа информации о работе воспитанников в лагерях дневного пребывания.

По прохождении полного курса программы обучающимся выдается Сертификат участника программы «Школа вожатого-наставника».

Итоговой формой контроля является городской конкурс вожатых детских оздоровительных лагерей «Вожатый года», который проходит в период летних лагерных смен или осенью. В конкурсе принимают участие воспитанники, прошедшие курс обучения по программе и работающие в городских лагерях дневного пребывания.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
Организация летнего лагеря
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста 0,5 0,5
Детский коллектив. Конфликты в нем 0,5 0,5
Организация отрядного дела
Игра – дело серьезное
Оформление отрядного уголка -
Итого:

Содержание курса

Ый день

Наши рекомендации