Психолингвистическая характеристика чтения
В процессе сформированного зрелого чтения выделяют 2 стороны чтения:
1. Техническая сторона (техника чтения);
2. Переработка смысловой информации (понимание и осмысление читаемого).
Эти 2 стороны взаимосвязаны: чем лучше сформирована техника чтения, тем свободнее понимание + различные цели чтения определяют и технич. сторону (просмотреть/ полностью понять текст).
1. Техническая сторона. Процесс чтения происходит в момент остановки глаза. Диапазон фиксации глаза варьируется от 1 слова (у начинающих) до 1 строки → газетные столбцыю Чтение по слогам → не умеет читать.
Технические навыки (в момент выхватывания слова):
Узнавание, соотнесение графической формы;
Внутреннее проговаривание, озвучивание + логическое деление фразы, внутреннее интонирование;
Соотнесение графического и звукового образа со значением – понимание слова. (Эти 3 операции происходят одновременно).
Глаз выделяет словосочетания и фразы;
Установление смысловых связей внутри части предложения, целого предложения.
Эти операции - технические → составляют технику чтения (от узнавания до понимания на уровне предложений). У опытного чтеца эти навыки автоматизированы. Степень автоматизации выражается в скорости чтения. Скорость чтения – показатель техники чтения, сформированности технических навыков.
Техника чтения – совокупность взаимосвязанных операций (технических навыков), которые обеспечивают узнавание и понимание языковой стороны текста.
2. Переработка смысловой информацию В её основе - базовые умения чтения (опытного читающего):
--умение выделять определённые факты, события. Единица информации - факт;
--Внутренняя организация информации: временнáя, причинно-следственная взаимосвязь событий, логическая последовательность;
--умение дифференцировать информацию, ограничивать основную от второстепенной, выделять главное при чтении;
--умения, связанные с вероятностным прогнозированием (может быть и ретроспективным – восстановление текстовых, информационных локунов).
Эти базовые умения действуют во всех видах чтения. Но в зависимости от целей чтения читающий может использовать разные умения в большей или меньшей степени. Базовые умения варьируются в зависимости от цели чтения.
В реальной жизни, в процессе реального общения опытный читающий использует различные виды чтения и способен изменять свои стратегии, способ чтения в зависимости от конкретной цели и конкретного текста. Скорость при этом меняется. Скорость – внешнее проявление общей стратегии текста. Но главное – изменение вида чтения (гибкость чтения – способность изменять свою стратегию). Скорость – внешнее выражение сформированности технических навыков.
Далее следует избыточная информация по этому вопросу!
Для понимания иноязычного текста необходимо наличие определённой перцептивно-смысловой базы (набор фонетич., лексич., грам. информативных признаков.) Глаз читающего осуществляет короткие скачки, между которыми происходят устойчивые фиксации на объекте с целью извлечения информации. У начинающего чтеца глаза не только движутся вперёд, но и совершают регрессивные движения → слабо развита техника чтения.
Как и в устном общении, существуют механизмы чтения:
Речевой слух: читающий должен владеть звуко-буквенными ассоциациями, уметь вычленять и дифференцировать звуки из речевого потока;
Вероятностное прогнозирование – мысленный обгон в процессе чтения. Этот компонент мыслительной деятельности определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения, создаёт эмоциональный настрой, готовность к чтению, опирается на наличие и систематизацию прошлого опыта (Чем опытнее читающий, тем точнее антиципация содержания). Успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с темой.
Память.
Понимание содержания происходит на основе сложных логических операций, результат которых – установление связей в тексте и переход от понимания слов к пониманию текста. Психолог Клычникова З.И. выделила 4 типа информации в тексте:
А) категориально-познавательная; Б) ситуационно-познавательная; В) эмоционально-оценочная; Г) побудительно-волевая; и 7 уровней понимания:
1и2 уровень слов и уровень словосочетаний: приблизительное понимание, представление о теме текста. Сложности для начинающего читателя: слова в переносном значении, многозначные слова, синонимы, антонимы. 3 уровень – понимание предложений. Трудности: в синтаксисе, морфологии: связи в предложении, дистантные конструкции (одна часть предложения отделяется от другой, связанной с ней по смыслу), конструкции с инверсией → нагрузка на кратковременную память. 4, 5 – понимание текста + связано с видами чтения (ознакомит., изучающ., просмотров., поисковое) 6 – понимание содержательной и эмоционально-волевой информации, 7 – понимание всех 4-х типов информации → полная сформированность технических навыков: восприятие сигналов письменной коммуникации: заголовки, пунктуация и т.д., умение извлекать имплицитно выраженную информацию. Для этой коммуникативной задачи надо уметь обобщать, выделять наиболее важное, достигать полноты, точности и глубины понимания.
В результате этих операций читающий оценивает текст в социо-культурном контексте + зрелое чтение → пороговый продвинутый уровень сформированности коммуникативной компетенции.
Уровни: А Элементарное владение (А1 – уровень выживания, А2 – предпороговый уровень); В Самостоятельное владение (В1 – пороговый уровень, В2 – пороговый продвинутый); С Свободное владение (С1 – уровень профессионального владения, С2 – уровень владения в совершенстве)