От традиционной миоэластической
ТЕОРИИ
Резонансная теория искусства пения (РТИП) не является проти-
вопоставлением миоэластической теории голосообразования
(МЭТ), но вместе с тем существенно отличается от нее целым ря-
дом особенностей.
1. МЭТ рассматривает внутреннюю работу гортани, т.е. меха
низмы колебания голосовых связок, а РТИП рассматривает роль
резонаторов в певческом голосообразовании как наименее изучен
ную часть голосового аппарата.
2. МЭТ говорит только о работе голосовых связок, ни словом
не упоминая о резонаторах, а РТИП - о взаимодействии резона
торов с работой дыхания и гортани, т.е. о работе всего голосового
аппарата как целостной системы. В частности, РТИП указы
вает на механизмы сильнейшего обратного воздействия резона
торов на работу гортани (а также и дыхания) и рассматривает
три вида сил такого рода воздействия: акустические, пневмати
ческие и рефлекторные.
3. МЭТ рассматривает работу голосовых связок с позиций
только одной науки - физиологии, а РТИП - работу голосового
340_____________________ В.П. Морозов____________________
аппарата (в том числе и гортани) с позиций трех наук: акустики,
физиологии и психологии.
4. МЭТ - чисто научная теория, имеющая ограниченное ис-
пользование в певческой практике, а РТИП- научно-практи-
ческая теория. Ее основные положения взяты из практики вы-
дающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены на
совершенствование практических методов работы над голосом.
РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и ука-
зывает пути овладения резонансной певческой техникой
СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ
ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ
В рамках РТИП впервые определяются и рассматриваются семь
важнейших функций певческих резонаторов: 1) энергетическая -
как свойство резонаторов усиливать певческий; 2) генераторная -
резонаторы как неотъемлемая часть общей системы генерации и
излучения певческого звука; 3) фонетическая - формирование
гласных и согласных, дикция; 4) эстетическая - обеспечение ос-
новных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мяг-
кость, полетность, тип голоса, вибрато); 5) защитная - семь меха-
низмов защиты гортани и голосовых связок от перегрузок и трав-
мирования; 6) индикаторная - вибрация резонаторов как индикатор
(показатель) их активности и физологическая основа настройки резо-
наторной системы; 7) активизирующая - вибрация резонаторов как
рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых свя-
зок и всего голосового аппарата в целом (эффект Малютина).
Положительный акустический эффект активизации резона-
торов основан на их свойстве как усилителей звука - значительно
повышать эффективность КПД (коэффициент полезного дейст-
вия) голосового аппарата. Модельные опыты показывают, что
простейший резонатор способен усилить звук на 30-40 дБ, т.е. в
сотни и тысячи раз (по звуковой энергии), не потребляя при
этом никаких дополнительных притоков энергии от источника
звука, а только лишь за счет повышения КПД, т.е. за счет пре-
вращения большей части физических затрат певца в звуковую
энергию. Это дает основание назвать прибавку в силе звука, кото-
рую дают резонаторы, «даровой энергией». Известный афоризм
«Петь на проценты, не затрагивая основного капитала» отражает
стремление опытных певцов максимально использовать в пении
«даровую энергию» резонаторов.
Искусство резонансного пения 341
Энергетическая функция певческих резонаторов проявляется так-
же в их свойстве придавать голосу полётность, т.е. способность
озвучивать большие концертные залы, хорошо слышаться на фоне
оркестра («резать оркестр») и при этом не только за счет большой си-
лы звука, но и при пении mezzo voce и даже piano. Это свойство голо-
са прекрасно охарактеризовал Дж. Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный
резонанса, - мертворожденный и распространяться не может».
Доказательство ведущей роли резонаторов в формировании ос-
новных эстетических и акустических свойств певческого голоса
отнюдь не означает отрицания важнейшей роли гортани, голосо-
вых связок и дыхательного аппарата. Однако голосовые связки -
ввиду их малых размеров (1,5-2,5 см) и несогласованности с воз-
душной средой - не могут считаться эффективным источником го-
лосообразования и составляют с окружающими их резонаторами
голосового тракта певца (ротоглоточная полость, а также нижние
дыхательные пути, т.е. грудной резонатор) взаимосвязанную авто-
колебательную систему (см.: Музыкальная акустика, 1954), в ко-
торой звучащим телом становится уже воздух, заключенный
в дыхательных путях-резонаторах. Это намного увеличивает эф-
фективность голосового аппарата как генератора певческого голо-
са и освобождает голосовые связки от опасного перенапряжения.
Психологический аспект резонансного пения состоит, в частно-
сти, в научно-экспериментальном доказательстве целесообразно-
сти и необходимости перемещения главного фокуса певческих
ощущений с области голосовых связок (образ «голосовой щели»,
«голосовой борьбы» и т.п., что нередко практикуется и культиви-
руется) на область певческих резонаторов и связанные с их актив-
ностью вибрационные певческие ощущения.
Рассмотренные выше функции певческих резонаторов реали-
зуются в пении не изолированно, а находятся в тесном взаимо-
действии друг с другом.
Тем не менее, выделение указанных функций резонаторов
представляется оправданным по причине их различной роли в ра-
боте голосового аппарата певца, т.е. ввиду достаточно очевидной
специфичности каждой из них. Семь функций певческих резо-
наторов существуют как теоретически, так и реально, т.е.
оказывают то или иное реальное воздействие на работу голосового
аппарата певца. Практическая работа вокального педагога сво-
дится к управлению этими функциями певческих резонаторов и
оптимальной их настройке. Важнейшими механизмами такого ро-
да настройки являются: 1) ориентация сознания (и подсознания)
342 В.П. Морозов
певца на вибрационные ощущения, отражающие активность резо-
наторов; 2) особая организация певческого дыхания, с обязатель-
ным участием диафрагмы и с параллельной ликвидацией ненуж-
ных мышечных движений и напряжений; 3) широкое использование
психологических, эмоционально-образных и метафорических пред-
ставлений о работе голосового аппарата певца (метод «как будто») с
целью максимальной активизации резонаторных и оптимизации ды-
хательных процессов (и работы гортани). Рассмотрению этих меха-
низмов посвящены третья, четвертая и пятая главы монографии.
РТИП О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ