Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности.

Институтом, оказывающим особое влияние на развитие и социализацию несовершеннолетних, является семья.

Семья — это, по сути, субъект педагогического взаимодействия и социально-педагогическая среда воспитания и развития ребенка.

Множественность подходов к изучению такого феномена, как семья приводит к тому, что в разных работах мы находим разные сущностные характеристики семьи. Так, Л.С. Ломизе пишет, что семья - это «общность людей, основанная на супружеском союзе или родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе, имеющими единый бюджет и ведущими одно домашнее хозяйство». В.И. Зацепин и В.Д. Цимбалюк считают, что семья - это «форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей (собственных или усыновленных), а также, в некоторых случаях, из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственной связью».

Видный отечественный социолог А.Г. Харчев дает следующее определение семьи: «Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения». Данное определение в отечественной науке является практически общепризнанным. Следует отметить, что, несмотря на некоторые различия в приводимых авторами характеристиках семьи, все они указывают на то, что основой семьи является брак как союз между мужчиной и женщиной для образования семьи и жизни в ней, который санкционируется и охраняется государством и регламентирует права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям.

По составу семей выделяют полные, неполные, сложные (расширенные) семьи. В полных семьях есть муж, жена и дети, тогда как в неполных - только один супруг с детьми. Сложная (расширенная) семья включает, как правило, несколько поколений, проживающих под одной крышей. Американский социолог Мэрдок ввел понятие нуклеарной семьи, которая состоит только из самых необходимых для образования членов семьи.

По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная, или современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей. Некоторые авторы упоминают коллективистскую и индивидуалистскую семьи. В первой для супругов равно важна профессиональная и общественная деятельность, они гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения. Вторая характеризуется тем, что внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений возможны конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.
^ 2. Классификация функций семьи

Наиболее удачной и полной, на наш взгляд, является классификация функций семьи, предложенная М. С. Мацковским. Выделив десять важнейших сфер семейной деятельности, он в соответствии с каждой из них описал (табл. 3):

Табл. 3

Общественные и индивидуальные функции семьи

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребностей в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеят-ти, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.
Социально-статусная Представление определенного социального статуса членами семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в статусе, продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей проведения досуга, взаимообогащение досуговых интересов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей


Таким образом, приведенные характеристики типов и функций семей убеждают в том, что все исследователи прямо указывают на воспитание, социализацию и духовное воспроизводство личности как на важнейшие функции семьи.

П.Сорокин отводит семье важное место не только в жизни человека, но и в судьбе народа, считая ее роль не меньше роли школы, церкви и государства. Он писал: «Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого».

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяются религия, материальные и правовые понятия определяются также семьей. Убеждения, манеры, одежда – все, вплоть до профессии и социального положения, определяется семьей.

От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в общество. И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т. п. ... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества».

От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные наследственные склонности, получит ли ребенок достаточно опыта, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека.

От семьи, по Сорокину, «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества».

История народа создается руками и поступками людей. Общественная жизнь - результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

14.Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка

Еще одной формой определения ребенка на дальнейшее воспитание является усыновление. Согласно основным положениям Семейного кодекса усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства.

Судья при подготовке дела об усыновлении обязан истребовать от органов опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого; акт обследования условий жизни усыновителей и другие необходимые для усыновления документы: копию актовой записи и свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого, согласие ребенка на усыновление, если он достиг возраста 10 лет, согласие на усыновление родителей ребенка, если оно требуется по закону.

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.

Орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка осуществляет первичный учет и подготовку необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью. Данный орган в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Участие в сборе и оформлении необходимых документов принимают социальные педагоги, которые, как правило, непосредственно контактируют с ребенком. В случае если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и попечительства передает документы для постановки ребенка на региональный учет.
^ 3. Институт приемной семьи

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).

В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый (передаваемые) на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком (приемными детьми), а такая семья - приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).

Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью: копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Лица, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемными родителями, должны предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - другой заменяющий его документ.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности стать приемными родителями. При этом должны быть взяты во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. В случае если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту жительства (нахождения). При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений орган опеки и попечительства знакомит лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и заключением о состоянии его здоровья.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

- свидетельство о рождении;

- документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью: свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.;

- заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передает приемным родителям: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (история новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей); справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов; документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию; документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. Он должен предусматривать срок, на который ребенок (дети) помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на его имя в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

На содержание каждого ребенка (детей) в приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

Приемные родители ведут учет в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах предоставляются ежегодно в органы опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

16.оциально-педагогическая деятельность социального работника в учреждениях попечения детей

Значительное поле деятельности имеет социальный педагог, работающий в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Детей в возрасте от 0 до 3 лет помещают в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

В подобного рода учреждениях социальный педагог ведет картотеку детей, отслеживает особенности их социального развития, обеспечивает защиту их прав, предпринимает усилия по нормализации обстановки, созданию максимально приемлемых условий для полноценного развития каждого ребенка. К условиям, которые могут содействовать нормализации воспитательного пространства, специалисты относят: приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети станут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни.

Социальный педагог заботится о профориентации воспитанников (знакомство с миром профессий, корректировка неадекватных профессиональных намерений и т.п.), их правовой грамотности, помогает выпускникам домашних групп адаптироваться к условиям внешнего мира, самостоятельной жизни. Социальный педагог знакомит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с теми льготами, которые предписываются им в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства, с правами на имущество и жилое помещение. Эти гарантии сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2. В частности, в сфере образования гарантируется: зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы за обучение; бесплатное получение второго начального профессионального образования; зачисление на полное государственное обеспечение до окончания государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования любого типа; обеспечение при выпуске из образовательного учреждения начального, среднего и высшего образования сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда; стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также 10-процентная заработная плата, начисленная в период производственного обучения и производственной практики; ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии; выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в нем; при предъявлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия, образовательное учреждение содействует организации лечения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проез дом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул по месту жительства и обратно к месту учебы.

17.Дети с особыми нуждами как объект социально-педагогической работы

Базой в организации социально-педагогической работы может стать накопленный опыт работы с конкретными категориями несовершеннолетних. Отдельные проблемы можно идентифицировать первоначально на общем уровне, а затем диагностировать рисунок их индивидуального проявления. Сложность заключается в постоянном изменении как количественных, так и качественных характеристик ситуаций риска, которым подвержены дети и молодежь.

Группами несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке являются дети-инвалиды и одаренные дети, требующие особого отношения и особого подхода.

19.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей

Это направление деятельности социального педагога в большинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в его поведении.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым: государство создает условия для получения адекватного об­разования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности3 (ФЗ РФ «Об образовании», ст. 5); допускается сочетание различных форм получения образования, в частности экстерната, семейного образования, самообразования (там же, ст. 10); образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) (там же, ст. 14); образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры (там же, ст. 14).

Образовательное учреждение, согласно Письму Министерства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками предоставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данному предмету, предусмотренной учебным планом; репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранного языка и т.п.; кружковую работу по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т.п.; создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровительные мероприятия.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

- выявляет социальную направленность личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.п.) и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;

- совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

- добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам;

- если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;

- проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

- совместно с руководителями специализированных учреждений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

- совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

Одаренность, талант, гениальность — это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них — социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности — это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке.

Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они «даже едят не как все дети».) Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога в такой школе — сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда «вредные», большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.

В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства».

Но есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не проявляется, когда такой ребенок в семье то окружающие его испытывают огромные трудности. Это фанатики, дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.

Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники — дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип — невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные — это спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитателей, социальных педагогов.

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Это если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.

Однако не все родители гордятся таким ребенком. Нередко они не хотят, чтобы ребенок выделялся, а был бы «как все». Идеально, если родители вовремя заметят одаренность и будут помогать ему.

Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь из небольших способностей «делать» талант, истощая силы ребенка. Немногие дети выносят это родительское насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное здоровье можно поправить, но трудно поправить духовные подорванные силы. Талант, если он есть, разовьется, важно вовремя помочь ему. Но «делать» талант — издевательство над ребенком.

Родители отмечают одаренность ребенка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, а также раннее усвоение счета или чтения, цепкую память и огромное любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей. Точнее, выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Так, у Н.Н.Римского-Корсакова обнаружили способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С.Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю.Лермонтов — в 10 лет.

Для семьи важно не только выявление одаренности, но и отношение к такому ребенку. Не следует выделять его среди детей, так как это приведет к негативному к нему отношению.

Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Родителей не беспокоит, что этот ребенок стремится всегда преуспеть, отсюда особенности его поведения, что создает проблемы в его отношениях с окружающими.

Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления, притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.

Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.

Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым.

Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.

Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими.

Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает разнообразие форм и методов работы с талантливыми детьми.

Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская область) существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Ребята собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.

Кружковцы отмечают как праздники День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Дом детского творчества посещает 2 тыс. ребят. Отчетом их занятий служат концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию4.

22,23

Наши рекомендации