Глава 1. Проблема профилактики трудностей усвоения русского языка в психолого-педагогической литературе
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
«Допустить к защите»
Директор Института повышения
квалификации и профессиональной переподготовки кадров
………………………….……
(ФИО)
«……»……………….2012 г.
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Профилактика трудностей усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами дошкольного возраста.
Слушатель программы «Преподавание (тьюторство) русского языка как неродного»
Ершова Евгения Юрьевна
«15» октября 2012 г.
Научный руководитель
Кудрявцева Екатерина Львовна
К.п.н., доцент
« …» …………………… 20 .. г.
Москва – 2012
Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Проблема профилактики трудностей усвоения русского языка в психолого-педагогической литературе___________________________ 5
1.1. Основные трудности усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами_______________________________________________ 5
1.2. Понятие профилактики трудностей усвоения языка___________11
Глава 2. Профилактика трудностей усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами______________________________18
2.1. Основные направления работы по профилактике трудностей усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами______________________________________________________18
2.2. Игры и упражнения для профилактики трудностей усвоения русского языка как второго родного детьми с русско-немецким двуязычием.________22
Заключение____________________________________________________27
Список литературы_____________________________________________ 29
Приложение 1 ___________________________________________________32
Приложение 2 ____________________________________________________33
Приложение 3____________________________________________________40
Введение
В научно-методической литературе накоплен большой опыт изучения речевого развития детей монолингвов в норме и патологии (Выготский Л.С., Хватцев М.Е., Лалаева Л.С., Чиркина Г.В., Волкова Л.С., Филичева Т.Б., Ткаченко Т.А., Ковшиков В.А., Рубинщтейн С.Л. и многие другие), а так же данные о речевом развитии детей билингвов (Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е., Протасова Е.Ю., Вишневская Г.М., Чиркина Г.В., Филимошкина Н.М. и другие), которые позволяют определить типичные ошибки (трудности), обусловленные как интерференцией, так и патологическими факторами, влияющими на речевого развитие. При нормальном речевом развитии другой язык значительно расширяет интеллектуальные возможности ребенка, благотворно влияя на его становление. Следует отметить, что даже при минимальных проблемах в развитии речи второй язык их усугубляет, а ошибки интерференции отмечаются практически у всех двуязычных детей.
Большинство современных пособий для детей билингвов не учитывает особенностей языков, которыми владеет ребенок. Рекомендации и задания носят общий характер или касаются сохранения и развития только одного из языков. Однако все больше внимания привлекает вопрос о взаимодействии языков, культур. Актуальность работы обусловлена тем, что предпринята попытка представить речевой материал для изучения русского языка естественными немецко-русскими билингвами в системе и единстве лингвистических, психолого-педагогических, культурологических и логопедических задач. Особое значение имеет профилактическая направленность материала, предупреждение трудностей усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами дошкольного возраста.
Объект исследования - трудности усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами дошкольного возраста.
Предмет исследования - профилактика трудностей усвоения русского языка как второго родного детьми-билингвами дошкольного возраста.
Цель – разработка психолого-педагогических приемов профилактики трудностей усвоения русского языка детьми дошкольного возраста с русско-немецким двуязычием.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме профилактики трудностей усвоения русского языка.
2. Определить основные приемы профилактики трудностей усвоения русского языка детьми дошкольного возраста с русско-немецким двуязычием.
3. Разработать игры и упражнения для профилактики трудностей усвоения русского языка детьми дошкольного возраста с русско-немецким двуязычием.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что изучение научно-методической литературы по проблеме профилактики трудностей усвоения русского языка, обобщение собственного опыта работы с детьми билингвами, а так же опыт коллег и родителей, позволят выявить основные трудности, характерные для детей с русско-немецким двуязычием, а так же разработать приемы их профилактики в дошкольном возрасте.
Глава 1. Проблема профилактики трудностей усвоения русского языка в психолого-педагогической литературе