Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы
Деятельность кураторов – связующий элемент в объединении творческих усилий педагогов и студентов, реализация диалога между администрацией вуза, факультета и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом.
Куратор академической группы ( это, как правило, преподаватель или сотрудник образовательного учреждения) прикреплен к конкретной группе не просто с целью внешнего наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности обучающихся, но именно как активный участник образовательного процесса, оказывающий посильную помощь в решении организаторских, информационных, педагогических, социально-психологических задач и многих других.
Педагогическая деятельность куратора академической группы охватывает решение вопросов, связанных с учебным процессом в вузе, внеучебной деятельностью студентов, индивидуальными их проблемами, межличностными отношениями в группе, включением студентов в социально значимую и общественно-полезную деятельность.
С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, так как именно первый семестр имеет большое значение для адаптации к обучению в вузе. Для молодого человека, ставшего студентом, изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения. Поэтому задача куратора, воспитателя общежития и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете, преодолеть проблемы, связанные с периодом адаптации.
Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студентов и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую сами студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать от них инициативы не приходится. Поэтому куратору необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести туда студента «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать студента «под колпаком», так как студенчество – это особое социально-духовное состояние молодого человека и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.
Можно выделить и охарактеризовать следующие модели кураторства.
Куратор-информатор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам, он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
Куратор-организатор считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью различных внеучебных мероприятий: вечера, походы в театр и т.д. В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении.
Куратор-психотерапевт очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждать к ним, старается помочь советом. Он очень много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты и почти круглые сутки занимается решением студенческих проблем.
Куратор-родитель берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы, берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям.
Куратор-приятель заинтересован в том, чем живет студенческая группа. Он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы. Он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в ряде случаев предъявлять требования.
Куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет, в основном, контролирующую функцию, без личной заинтересованности и вовлеченности в дела группы.
Одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Решение этой кураторской задачи многогранно. Оно предполагает и личную форму воспитательных приемов (беседы, лекции, организация встреч с авторитетными специалистами, с лучшими преподавателями и т.д.), и очень жесткую позицию в вопросе соблюдения учебной дисциплины (наказание за прогулы, контроль за выполнением учебного графика и т.д.)
Но нельзя сводить кураторство только к контролю за успеваемостью и посещаемостью занятий студентами. Во-первых, надо научить студентов учиться и помочь им адаптироваться в условиях нового для них студенческого быта. Во-вторых, необходимо именно на первых курсах пробудить интерес к учебе: для этого надо им показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.