Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч)
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Семинар № 1. Предмет и задачи педагогической психологии (2 ч).
- История становления педагогической психологии.
- Место педагогической психологии среди других областей психологического знания.
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- Проблема обучения и развития в педагогической психологии.
Литература:
- Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
- Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Статьи:
- Гильбух Ю.З. Понятие «зоны ближайшего развития» и его роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии, 1987. - № 3.
- Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем / Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 276 – 283.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- Законспектируйте статьи.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Назовите общие и специфические черты предмета педагогической психологии в сравнении с предметами других наук (педагогика, возрастная психология, общая психология и т.д.).
Ø Что такое «объект» и «предмет» науки? Как соотносятся между собой эти понятия?
Ø Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».
Семинар № 2. Психология учебной деятельности (2 ч).
- Характеристика процесса учения. Связь учения с обучением. Обучение и понятие «обучаемость».
- Организация обучения и учения с точки зрения личностно – деятельностного подхода.
- Характеристика учебной деятельности.
- Структура учебной деятельности:
- Общедеятельностные и специфические учебные действия.
- Учебная задача.
- Контроль. Виды и функции контроля.
- Оценка. Её роль в учебном процессе.
Литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Статьи:
1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 191 - 193.
2. Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. - № 8. – 2006. – С. 41 – 47.
3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Составитель И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 101 – 110.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- Законспектируйте статьи.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»?
Ø Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности?
Ø Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности?
Ø Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?
Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч).
- Характеристика репродуктивного и продуктивного типов обучения.
- Развивающее обучение в отечественной образовательной системе:
- развивающее обучение в системе Л.В. Занкова.
- развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.
- Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину).
- Психологическая сущность проблемного обучения.
- Программированное обучение.
Литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.
Ø Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.
- Ответьте на вопросы:
Ø Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»?
Ø Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?
Ø Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?
Ø Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?