Понятие о темпе
Темп – это скорость исполнения. Определяется частотой пульсации метрических долей.
В старинной музыке специальных обозначений темпов не применяли. В то время нотные длительности означали некую реальную абсолютную протяженность звука, принятую в музыкальной практике. Скорость исполнения определялась самими нотами, которым соответствовала известная продолжительность звучания. Начиная с XVII века, в связи с развитием инструментальной музыки и расширением ее образной сферы вошло в употребление словесное обозначение темпов (преимущественно на итальянском языке).
Наиболее часто применяются следующие темпы.
Медленные темпы.
Largo – широко, протяжно.
Larghetto – немного подвижнее, чем Largo.
Lento – медленно.
Adagio – медленно, спокойно.
Grave – тяжело.
Andante – темп умеренного шага.
Умеренные темпы.
Andantino – немного подвижнее, чем Andante
Moderato – умеренно
Sostenuto – сдержанно
Con moto – подвижно
Allegretto – оживленно
Быстрые темпы.
Allegro – весело, скоро
Vivo – живо
Vivace – очень живо
Presto – быстро
Prestissimo – очень быстро
Как видно, некоторые термины обозначают на только скорость движения, но и характер исполнения.
Для уточнения оттенков движения нередко используются дополнительные термины:
molto – очень
аssai - весьма
con moto – с движением
non troppo – не сишком
non tanto – не столь
sempre – все время
poco – немного
poco a poco – постепенно
meno mosso – менее подвижно
piu mosso – более подвижно
simile – также
Темп может бытьизменен. Основные обозначения для этого:
accelerando – ускоряя
stringendo – сжимая
10
ritenuto – замедляя
ritardando – замедляя, задерживая
Восстановление первоначального темпа обозначается:
a tempo – в прежнем темпе
Tempo I – первоначальный темп
L’istesso tempo – в прежнем темпе
Указанием на свободное обращение с темпом служат:
tempo rubato – свободный темп
ad libitum – по желанию
Темповые обозначения дают лишь приблизительное представление о скорости движения. Более точно темп определяется с помощью метронома, который был изобретен венским механиком Иоганном Мельцелем в 1816 году и вошел в употребление со второй четверти XIX века. Впервые метрономические указания темпа использовали Л.ван Бетховен и М.И.Глинка. Удары маятника метронома соответствуют равномерной пульсации долей метра.
Агогика (от греч. agogn – увод, унесение) – это допускаемые исполнителем незначительные отклонения от темпа (замедления и ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие художественную выразительность исполнения.
Динамика.
Динамика – это сила звучания. От греч. dinamicos – имеющий силу. Различные варианты громкости образуют динамические оттенки. К ним относятся также акценты.
Основная динамическая шкала представлена от pp (pianissimo, очень тихо) до ff (fortissimo, очень громко).
pp (очень тихо), p (тихо), mp (mezzo-piano, не очень тихо), mf (mezzo-forte, не очень громко), f (громко), ff (очень громко).
crescendo (cresc.) – постепенно увеличивая силу звука,
diminuendo (dim.) – постепенно уменьшая силу звука.
sf (sforzando) – акцентирование отдельного звука.
sp (subito piano) - внезапно тихо.