Методология и методы психолого-педагогического исследования (4 ч.)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
Модуль 3. Методология и методы психолого-педагогической деятельности. Методы психолого-педагогических исследований
Обращаю ВАШЕ внимание, что работа выполняется в электронном виде и за 1 месяц высылается на адрес
Работу высылать одним «прикрепленным» файлом, названным по Вашей фамилии.
Работа должна содержать все необходимые элементы: титульный лист, содержание, выполненные задания, список использованных источников (в тексте работы также необходимы ссылки). Если в работе отсутствует какой-либо элемент, то она будет возвращена автору с отметкой «неудовлетворительно».
Задания контрольной работы
1. На основании анализа обязательной литературы представьте классификации методов исследования(минимум – 2).
Заполните таблицы с характеристикой методов исследования.
Таблица 1 - Методы эмпирического исследования
№ п/п | Метод | Определение | Основная характеристика, сфера применения | Достоинства, недостатки | Примечание |
Изучение литературы и других источников | Может быть не заполнено! | ||||
Наблюдение | |||||
Беседа | |||||
Опрос | |||||
Тестирование | |||||
Изучение процесса и продуктов деятельности | |||||
Оценивание | |||||
Эксперимент |
Таблица 2 - Методы теоретического исследования
№ п/п | Метод | Определение и основная характеристика | Примечание |
Метод теоретического анализа и синтеза | Может быть не заполнено! | ||
Элементный анализ | |||
Анализ по единицам | |||
Абстрогирование и конкретизация | |||
Моделирование | |||
Мысленный эксперимент |
3.Составьте психолого-педагогический словарь, куда включите определения следующих понятий: методология; метод; методика; цель исследования; задачи исследования; объект; предмет; гипотеза; проблема исследования; тема исследования; методы количественной обработки результатов; методы качественной обработки результатов; эмпирические методы; теоретические методы; биографический метод; передовой опыт; опытная работа; апробация.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список обязательной литературы
1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Академия, 2008.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2007.
Список дополнительной литературы:
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2000.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: ПОР, 2002.
3. Дерклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум- М., 2001.
4. Кордуэл М. Психология А – Я: словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент – М.: ЧеРо, 2001.
6. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
7. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – СПб.: Речь, 2001.
8. Ломов БФ. Проблемы и стратегия психологического исследования – М., Наука, 1999.
9. Методы исследования в психологи: квазиэксперимент/ Под ред. Корниловой Т.В. – М.: Форум, 1998.
10. Немов Р.С. Психология (в 3 т.). – М., 1999. (Кн. 3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.)
11. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
12. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.И. Лубовского и др. – М.: Педагогика- Пресс, 1999.
13. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2000.
14. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб, 1999.
15. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Теоретическая основа и проблематика современных психолого-педагогических исследований.
2. Источники и условия эффективности психолого-педагогического исследования.
3. Основные направления и организация опытно-поисковой исследовательской работы в образовательных учреждениях.
4. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования.
5. Классификация методов психолого-педагогического исследования.
6. Статистические методы в психолого-педагогическом исследовании.
7. Методы теоретического исследования, их характеристика.
8. Общая характеристика эмпирических методов исследования.
9. Характеристика герменевтического метода исследований.
10. Изучение литературы и других источников как эмпирический метод исследования.
11. Метод наблюдения и его исследовательские возможности.
12. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Развитие способности к наблюдению.
13. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.
14. Разновидности метода эксперимента в психологии.
15. Метод беседы и его психолого-педагогические особенности. Основные требования к проведению беседы.
16. Метод опроса как метод получения социологической и психологической информации. Специфика анкетирования и интервью.
17. Характеристика тестирования (метода тестов). Требования к процедуре тестирования.
18. Метод изучения продуктов деятельности и его роль в психолого-педагогическом исследовании.
19. Разновидности метода оценивания и их характеристика.
20. Изучение и использование передового опыта и опытная работа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Методология и методы психолого-педагогического исследования (4 ч.)
1. Теоретическая основа и проблематика современных психолого-педагогических исследований.
2. Источники и условия эффективности психолого-педагогического исследования.
3. Основные направления и организация опытно-поисковой исследовательской работы в образовательных учреждениях.
4. Статистические методы в психолого-педагогическом исследовании.
5. Методы теоретического исследования, их характеристика.
6. Общая характеристика эмпирических методов исследования.
7. Изучение и использование передового опыта и опытная работа.