Количественная оценка сформированности навыка чтения
Общий балл за выполнение всех заданий | Задания | Итог | ||
Качественная оценка навыка чтения
Характер чтения:чтение побуквенное, слоговое, слоговое и целыми словами, целыми словами, фразовое, чтение по догадке (нужное подчеркнуть).
Выразительность:читает выразительно/монотонно, интонацион- но выделяет/не выделяет фразы, ударение правильное/неправильное (нужное подчеркнуть).
Характер ошибок чтения
ВИДЫ ОШИБОК | ЗАДАНИЯ (кол-во ошибок) | Итог | |||
Искажения | |||||
«Застревания» | |||||
Невозможность прочтения |
Общее звучание речи
Скорость | Средняя | Очень быстрая | Очень медленная |
Голос | Средний | Очень громкий | Иссякающий |
Разборчивость | Хорошая | Нарушено 1 – 2 зв. | Общая смазанность |
Темп | Постоянный | Общая неровность | Сбивчивый |
Заключение: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
________________________________________________
________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Проанализируйте предлагаемые задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей письма учащихся
1-х классов:
² неустойчивость почерка;
² пропуск букв;
² пропуск, недописывание слогов, слов.
2.Проанализируйте задания методики и обоснуйте причины воз-
никновения следующих трудностей чтения учащихся 1-х классов:
² побуквенное или слоговое чтение;
² перестановка букв, ошибки при чтении букв, слов;
² трудности понимания.
Рекомендуемая литература
Барт К. Трудности в обучении. ранее предупреждение.: М.: Ака-
демия, 2006.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.
Безруких М.М. Обучение письму. екатеринбург: рама-паблишинг,
2009.
Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. комплексная методика диагностики познавательно- го развития детей предшкольного возраста и первоклассников. М.: МГПи, 2007.
Лекция 4
Методика анализа и оценки сформированности навыков письма* и чтения у школьников 4-го класса
Оценка навыка письма учащихся 4-х классов
к 9–10 годам навык письма должен быть сформирован. Пред- лагаемые задания позволяют судить о степени сформированности навыка письма и о возможных причинах нарушений. Поскольку оценка этого навыка у учащихся 4-го класса предполагает большое количество заданий, рекомендуется либо проводить обследование в два или несколько этапов (в зависимости от работоспособности ребенка), либо начинать сразу с последнего задания – идти от по- следнего задания к первому по мере исчезновения ошибок. Однако, по нашему наблюдению, у детей с трудностями формирования на- выка ошибки письма встречаются нерегулярно и могут проявляться как в сложных (последних, интегративных) заданиях, так и в более простых (начальных).
Проведение обследования желательно в удобном для учеников темпе, с неоднократным повторением предлагаемого материала. Материал для списывания и сюжетные картинки должны быть у каждого ученика на парте.
ЗаданИе 1. Списывание слов с рукописного текста. Слова подбираются с учетом букв, сходных по написанию и узнаванию и наиболее часто путаемых при написании.
с о в а , в о д а , б у д к а , т о п о р , к р у г и , Н и к а , Л и л я , щ и т
ЗаданИе 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
З и м ы ж д а л а , ж д а л а п р и р о д а .
Нам н а д о б ы л о и д т и д о м о й ч е р е з д у б р а ву .
* Авторы представленной методики М.М. Безруких и О.Ю. крещенко.
ЗаданИе 3. Списывание слов с печатного текста. Слова под- бирались с учетом звуков, близких по звучанию и произнесению, и букв, похожих по написанию.
сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить
ЗаданИе 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.
Инструкция. Спиши все слова и предложения к себе в тетрадь и проверь себя.
ЗаданИе 5. диктант строчных и прописных букв (наиболее часто искажаемых при написании).
а) строчные: п , и , ш , т, м , щ , з , ц , е , г, л , д , у, б , э , ф , й , ч , ё , ы , в , ж , ъ , х ;
б) прописные: Г, З , Д , Р, Н , К , Ч , У, Е , Т, Ц , П , Л , В , М , Ф, Ё , Ж , Щ .