Назначение работы школы с родителями учащихся.Тогда нетрудно ответить на вопрос: зачем школе, классному руководителю работа с родителями
Ø Для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития и самоактуализации личности ребенка, выработки единых принципов воспитания.
Ø Для правильного определения (с учетом конкретной социально-педагогической и психологической ситуации развития ребенка) цели и задач воспитания. Возможностей их реализации.
Ø Для наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка), для организации педагогической поддержки ему (что может школа и внешкольные учреждения дополнительного образования, а что — родители и их окружение).
Ø Для наилучшего изучения ребенка (подростка) с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного — со стороны родителей, и общественно-гражданского, трудового, интеллектуально-познавательного, нравственного... — со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома.
Ø Для выработки общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка (подростка), для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях.
Ø Для установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект). Ведь хорошо известно, что воспитательный процесс протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к взаимоприятным контактам — формальным и неформальным. Отсюда понятны роль и назначение работы школы, классного руководителя, заключающиеся в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение.
что значит «воспитание родителей» .В последнее время в теории воспитания, а потом и в воспитательной практике школ возник, став международным, термин «воспитание родителей», под которым понимается «помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций... Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию, родители сами должны осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста — с чего и начинается воспитание родителей... Оно не означает унижения или подчинения, а только способствует росту личности»*.
Ученые считают, что функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что «родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям, ибо растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования»**. При этом считается, что воспитание родителей имеет две задачи:«накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей»***.
пять функции работы школы с родителями.Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаимодействия воспитателей, детей и родителей в школьной жизнедеятельности. В нашей практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.
Первая функция — ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,
организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы.
Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изучением какого-либо предмета), со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации школы.
В начале учебного года классный руководитель знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.
Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспитательным потенциалом, классный руководитель (либо учитель) также знакомит с содержанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение», «Здоровье человека», «Культура речи», «Психология общения», «Основы этикета», «Этика и психология семейной жизни», «История религии» и др. Необходимо это для создания единой воспитывающей среды семьи и школы, частично для просвещения родителей в области вводимого предмета и оснащения их методикой внеурочной деятельности в условиях домашнего воспитания.