Идеи демократической педагогики в трудах П.Ф.Лесгафта.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)
Биографическая справка.
Петр Францевич Лесгафт родился в Петербурге 21 сентября 1837 г. в семье ювелира. В 1856 г. закончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. По окончании академии он исполнял обязанности ассистента, а затем проректора академии. В 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года —вторую диссертацию и стал доктором хирургии.
В 1868 г. П. Ф. Лесгафта избрали экстраординарным профессором Казанского университета. Здесь он руководил кафедрой физиологической анатомии. В 1871 г. его уволили из университета без права заниматься педагогической деятельностью. П. Ф. Лесгафт возвратился в Петербург, где работал врачом в частном гимнастическом учреждении.
В 1874 г. П. Ф. Лесгафту разрешили заниматься педагогической деятельностью. Его пригласили в Главное управление военно-учебных заведений консультантом по физической подготовке. Летом 1875 г. и 1876 г. по заданию администрации он изучал опыт подготовки учителей гимнастики в Германии, Швеции, Швейцарии, Дании, Голландии, Англии.
С 1874 по 1886 годы П. Ф. Лесгафт занимался разработкой программы по физическому воспитанию для различных возрастных
групп (от 10 до 18 лет) гимназий, приготовительных классов пажеского корпуса и учительской семинарии военного ведомства. Опытно-экспериментальное обобщение по проблеме исследования физического состояния учащихся нашли отражение в его работах: «Материалы для изучения школьного возраста», «Физическое развитие в школах», «Об играх и физическом воспитании в школе», «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В этих работах педагог показал важность физического воспитания для общего развития ребенка.
С 1886 г. П. Ф. Лесгафт читал курс лекций по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, занимался научной деятельностью. В 1886 г. он организовал частное высшее учебное заведение — курсы воспитателей и руководителей физического образования. В 90-е годы XIX в. в России через общество содействия физическому развитию широко пропагандировалась система физического воспитания П. Ф. Лесгафта, устраивались детские площадки для игр, катки для детей и взрослых.
В 1887 г. П. Ф. Лесгафт покинул университет, а в 1901 г. его как неблагонадежного выслали из Петербурга. Однако, через год П. Ф. Лесгафт возвратился и продолжил руководить курсами. Когда в 1905 г. курсы были закрыты, он создал Вольную высшую школу с отделением массовых лекций для рабочих. Умер П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где он находился на лечении.
Педагогические взгляды.
Являясь представителем русской педагогики второй половины XIX в. Петр Францевич Лесгафт занимал важное место в развитии педагогической мысли в России. Он внес большой вклад в развитие теории семейного и физического воспитания на основе антропологического подхода, а также им впервые была научно обоснована и практически осуществлена подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию детей.
П. Ф. Лесгафт идеально разработал антропологические основы педагогики. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и отправление отдельных органов человеческого организма, но и особенности физического и нравственного влияния на человека окружающей его среды. Педагог составил программу и инструкцию для антропологических измерений, чтобы узнать, как влияет школа на физическое развитие учеников. При этом в физическом и духовном развитии ребёнка главную роль он отводил не наследственности, а среде и воспитанию.
П. Ф. Лесгафт разработал учение об «идеально нормальной личности», которую должна сформировать вся система образования и воспитания. Так, в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» он с гуманистических позиций обосновывал цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания от рождения до зрелости. На большом материале П. Ф. Лесгафт установил закономерности физического развития ребёнка, а также развития его темперамента и характера. Теория семейного воспитания, созданная педагогом, проникнута большим уважением к личности ребенка, требованиями внимательного изучения его физических и психических особенностей. В этой работе прослеживается целостный подход к процессу воспитания, осуществляемый в семье и школе. Все стороны воспитания (физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) рассматриваются П. Ф. Лесгафтом в единстве и взаимосвязи. Здесь описаны различные типы детей, которые отражают внутреннее содержание уровня воспитанности личности ребенка: лицемерный, честолюбивый, мягко-забитый, злостно-забитый, добродушный и угнетенный. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс в школе, по мнению П. Ф. Лесгафта, можно на основе учёта индивидуальных особенностей детей.
Особую роль в семейном и школьном воспитании педагог отводил игровой деятельности детей, так как игра — «упражнение, посредством которого ребенка готовят к жизни», и в процессе игровой деятельности дети приобретают навыки, привычки и обычаи, учатся «владеть, управлять собой» «подчинять свои действия сознанию.
П. Ф. Лесгафт в семейном воспитании считал ведущим практический метод, суть которого состоит в накоплении наблюдений. Теоретический метод, по его мнению, преобладает в школе и заключается в «разъединении отдельных представлений, сравнении их, в выводе затем общих положений и истин к выяснению встречающихся явлений".
Цель физического воспитания, по П. Ф. Лесгафту, состоит в привитии детям любви к труду, приучении их действовать целенаправленно, продуктивно и экономно, с настойчивостью и напряжением всех сил ребенка. Взаимодействие умственного и физического воспитания является одной из ведущих идей педагога, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста». П. Ф. Лесгафт писал о том, «что школа не может существовать без физического образования, физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в тесном соотношении с умственными знаниями...».
Вся система физических упражнений П. Ф. Лесгафта подчинена четырем педагогическим задачам:
«1. Приучать занимающегося сознательно разъединять существующие в его организме движения и знакомить его с качеством элементарных движений и их значением для всякой сложной работы.
2. Приучить к настойчивой и продолжительной деятельности и к умению управлять собой при работе, требующей большого напряжения и продолжительности.
3. Приучить к более точному различению пространственных отношений и времени и содействовать функциональному совершенствованию органов чувств и движений.
4. Подготовить ко всякой работе, которую он мог бы производить на основании общих приемов по слову, избегая по возможности имитаций, т. е. приучиться к возможно большей самостоятельности в действиях и к волевым проявлениям».
Решение этих четырех педагогических задач соответствует определенным упражнениям, а также дидактической стороне организации процесса физического воспитания детей.
Характерными особенностями системы физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, являются:
1) тесная связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим;
2) естественные движения (бег, ходьба, метание копья, диска, подвижные игры и др.);
3) выполнение физических упражнений не по заказу, а «по слову», чтобы эти упражнения были сознательными, а не подражательными.
Особое место он отводил подвижным играм, которые должны не только развивать мышцы, но и содействовать формированию характера ребенка, способствовать его умственному и нравственному развитию. В своих трудах П. Ф. Лесгафт доказал, что воспитание ума и тела есть процесс единый и целостный.
Особое значение в школьном образовании П. Ф. Лесгафт отводил не механическому накоплению знаний, а развитию мышления. Уже начальная школа, по его мнению, «должна будить мысль», а всякое действие «по шаблону» нанесет ущерб индивидуальным проявлениям и качествам детей. Только учитывая личные свойства каждого ребенка, можно представить свободное развитие его умственных способностей.
Высокие требования предъявлял П. Ф. Лесгафт к учителю гимнастики, который должен быть знаком с анатомо-физиологическими особенностями «того организма, который берется он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руководило бы им при применении знакомого ему материала преподавания к вполне известному ему молодому организму». Кроме того, учитель гимнастики должен быть еще и психологом, уметь поддерживать проявления характера, воли и поведения ребенка.
Наследие П. Ф. Лесгафта в области теории педагогики не потеряло своей актуальности и сегодня. Предложенная им методика семейного и физического воспитания может использоваться в практике работы учителей современной начальной школы.