Оценка полноты разработки

Исследование представляет собой начальный этап большой и сложной научно- методической и организационно-практической работы. Осуществленная теоретическая и практическая разработка предполагает продолжение исследований в данной области. Дать надежную оценку полноты решения поставленных задач не представляется возможным из-за открытости ее границ.

Разработчикам программы неизвестны отечественные и зарубежные ее аналоги.

Дополнительные исследования должны верифицировать полученные результаты до уровня, позволяющего обосновать широкий выход программы в систему образования как полноценно конкурирующей программы обучения русскому языку в школе и способа диагностики и контроля за учебным процессом.

6. Методические рекомендации.

Основной практический выход исследования – методические рекомендации для учителей по использованию данной программы в процессе обучения русскому языку в аспекте развития письменной речи школьников.

Опыт разработки дает возможность рекомендовать учителям использовать данную программу в целом (в том или ином ее варианте) или ее отдельных элементов для выявления и развития письменно-речевых способностей детей разных возрастов на основе актуализации опорных точек текста.

В исследовании в той или иной мере прошли испытания различные актуализаторы: как правополушарные (зрительные, слуховые и кинестетические), формирующие языковое чувство учащихся, так и левополушарные, связанные с осознанными рефлексиями в связи с данным текстом и его компонентами.

Примечания.

1. Отдельные приемы являются универсальными для всех видов воспроизведения текста, другие приемы предназначены преимущественно для диктантов или изложений.

2. Способы актуализации опорных точек были различными в пространственно-временном методическом плане: домашними и классными, устными и письменными, работа над ними - индивидуальной и коллективной; их выделение было результатом работы учителя или учеников (при организующей деятельности учителя или без таковой).

***

Далее предлагаются для практического использования в школе (в системе общего и дополнительного образования) следующие приемы работы в рамках программы.

Они даются в порядке, обусловленном ее основными содержательными параметрами, очерченными во Введении: правополушарные и левополушарные способы, ненаправленные и направленные способы, направленные на воспроизведение в форме диктанта, изложения, сочинения и на тестирование.

6.1. Диктант.Рекомендуемые приемы актуализации опорных точек путем активизации зрительного внимания и памяти для воспроизведения текста.

6.1.1. Из правополушарных ненаправленных способов актуализации апробированы (с разной степенью глубины и объема) следующие виды языковой работы с письменным текстом, воспринимаемом как целостность. Данный вид работы является базовым для воспроизведения текста в форме экзамена в нашем эксперименте, так как формирование механизмов орфографически ориентированного восприятия текста – основа интуитивной грамотности.

6.1.1.1. Простое визуальное знакомство с текстом, предназначенным для воспроизведения в форме диктанта или изложения.

6.1.1.2. Выучивание текста наизусть, с установкой на его письменное воспроизведение, то есть на запись по памяти.

6.1.1.3.Более глубокое «изучение» такого рода происходит при предварительном переписывании текста, по которому далее дается диктант или изложение; данный способ является визуально-кинестетическим.

6.1.1.4. «Изучение» текста в виде слушания текста, подлежащего воспроизведению, с параллельным слежением глазами (чтением) за напечатанным текстом; данный способ является аудиально-визуальным.

6.1.1.5. Звуковая актуализация – проговаривание - как пропедевтика диктанта[8].

6.1.1.6. Взаимопроверка по образцу: проверка по образцу текста диктанта, написанного другими, с последующим написанием по этому тексту собственного диктанта.

6.1.1.7. «Виртуальная» проверка, заключающаяся в том, что написанный диктант проверяется по образцу «мысленно» (без текста диктанта), а результаты такой проверки вносятся в написанный текст по памяти (без зрительной сверки с образцом).

6.1.2. Из правополушарных направленных способов актуализации опорных точек апробированы несколько групп приемов, с помощью которых учитель специально направляет внимание ученика на те моменты текста. которые он считает необходимым отрабатывать в классе или дома для всех или в порядке индивидуальной работы с отдельными учениками. Эти приемы формируют навыки чтения, ориентированные на фиксацию зрительного образа слова.

6.1.2.1. Выделение (с помощью подчеркивания, другого цвета букв, шрифта, помет на полях) опорных точек в изучаемом тексте, подлежащем воспроизведению в форме диктанта (орфограмм, пунктограмм). Пропедевтическое изучение текста с акцентированным вниманием (культура которого также подлежит развитию) повышает вероятность того, что акцентированные моменты успешно реализуются в воспроизведенном тексте. Сказанное означает, что вероятность того, что они визуально (мнемонически) не будут пропущены и/или будут воспроизведены правильно, повышается.

6.1.2.2. «Сильной» формой актуализации является вынесение на поля пропущенных букв, знаков препинания, которые при переписывании нужно вставить (см. Приложение 1.2.1).

6.1.2.3. В программе использовался способ актуализации данного типа, при котором в тексте образца для переписывания, «замазывались» буквы, в которых ученик сделал ошибку (см. Приложение 1.2). Другой вариант – «замазывание» прогнозируемой ошибки.

6.1.2.4. Заранее подготовленный список опорных элементов (он может быть представлен на доске или выдан в бумажном варианте). Его присутствие при воспроизведении так или иначе направляет деятельность ученика по созданию вторичного текста и способствует более качественному его воспроизведению.

6.1.2.5. Самостоятельное выделение опорных слов и составление списков учащимися с дальнейшим их использованием либо в записанном виде, либо в виде заученном. Такое выделение может быть коллективным, при этом способы выделения могут быть самыми разными (например, оно показало свою эффективность при коллективном озаглавливании абзацев[9]).

6.1.2.6. Способы актуализации, связанные с более активной работой левополушарных (логических) анализаторов.

6.1.2.6.1. Вынесение на поля объяснения орфограммы или пунктограммы[10].

6.1.2.6.2. Традиционные задания, фиксирующие внимания учеников на написаниях слов и знаках препинания.[11]

6.1.2.6.3. Тестовая форма заданий, в которой ученику предоставляется выбор из нескольких вариантов ответа. Сознательный выбор актуализирует написание или знак препинания (типы тестовых задания см. Приложение 2.3.).

6.1.2.6.4. Проверка текста, предназначенного для диктанта, без образца[12].

Изложение и сочинение-подражание[13].Рекомендуемые приемы актуализации опорных точек путем активизации языкового сознания на его чувственном уровне (интуиции, чутья) для воспроизведения текста.

Основное предназначение опорных точек в пропедевтике изложения и сочинения-подражания – актуализация и сохранение в сознании ученика смыслообразующих или стилеобразующих компонентов, ориентируясь на которые он может воспроизвести данный текст в форме изложения или, подражая исходному тексту, продуцировать текст-аналог.

6.2.1. Пропедевтическое переписывание текста, ориентированное на последующее изложение этого же текста или на сочинение-подражание по этому тексту.

6.2.2. Вариант 6.2.1. с направленной актуализацией, то есть с графическим выделением опорных точек – орфографически, стилистически, семантически значимых элементов текста.

6.2.3. Пропедевтический диктант, ориентированный на последующее воспроизведение данного текста в форме изложения или на сочинение-подражание по этому тексту.

6.2.4. «Интонационное прочтение» текста изложения.Интонация и логическое ударение – сильные актуализаторы для детей с активным слуховым каналом восприятия.

6.2.5. Вариант 1.4., усиленный параллельным визуальным слежением за озвучиванием текста изложения.

6.2.6. Клоуз-тесты – пропуск или замена слова, которые ученик должен восстановить. Они ориентированы на активизацию языкового сознания на его чувственном уровне (интуицию, чутье). При попытках разрешения клоуз-задачи происходит актуализация необходимого элемента (опорной точки воспроизведения), в силу чего повышается вероятность его закрепления в сознании и воспроизведения в тексте изложения или использования в тексте сочинения-подражания.

6.2.6.1. Клоуз–тест с пропущенными словами (фрагментом текста), которые нужно восстановить после первого прочтения или визуального знакомства с текстом.

6.2.6.2. Клоуз-тест с замененным словом (словосочетанием), которое нужно найти после первого прочтения или визуального знакомства с текстом.

6.2.6.3. Восстановление конца (середины, начала) предложений. Весьма важен способ актуализации, фиксирующий в сознании ученика характерные для данного текста (идиостиля его автора) синтаксические структуры.

6.2.6.4. Клоуз-тест с пропущенным или замененным словом, которое нужно восстановить в тексте, предъявленном ученику первый раз. Это «сильный» способ актуализации, заставляющий ученика активизировать свою языковую интуицию и/или логику для «вычисления» пропуска или замены, исходя из логики стилистики данного текста. Тем самым эта логика актуализируется в его сознании.

6.2.6.5. Задание с пропуском или заменой слова (фрагмента текста) по типу предыдущих с выбором варианта ответа из набора предложенных вариантов.

6.2.7. Актуализация путем выделения списка ключевых слов.

6.2.7.1. Ученикам предлагается список ключевых слов из текста для изложения, который составлен учителем. Такой список дает учителю разные возможности. В эксперименте испытывались списки, составленные из стилистически значимых слов, из слов, значимых в смысловом отношении (слова, образующие смысловой сюжет и логику текста[14]) и отношении модальном и синтагматическом (в этих случаях актуализировались слова-связки, призванные сохранить модальность текста и его связанность). Такая работа предполагает введение в урок в качестве специальной цели отработку мнемонической техники, особенно в варианте выучивания списка наизусть[15]. Исследовались также актуализационные возможности ключевых слов разных частей речи, обнаруживающие некоторую корреляцию с психолингвистической типологией языковых личностей учащихся.

6.2.7.2. Самостоятельное выделение учениками списка слов. Это принципиальный вид актуализации, связывающий культуру понимания текста и культуру его продуцирования. Он предполагает обучение данному виду работу.

(См. о работе с ключевыми словами в рамках программы Приложение 1.6.)

6.3. Тестирование. Системная актуализация опорных точек текста путем комплекса заданий.

В эксперименте были испытаны комплексы тестовых заданий, которые в совокупности стремятся охватить внутреннее устройство текста и тем самым направить ученика, ориентированного на воспроизведение этого текста и предварительно решающего комплексные задания по нему, к отражению этой логики в изложении. Часть заданий в предлагаемых комплексах отражает орфографическое строение текста. Все это дает возможность использовать данные комплексы в качестве экзаменационных тестов, так как они хорошо отражают системные знания ученика, делают системный срез его языковой способности и тем самым эффективно выполняют контрольно-диагностическую функцию.

Далее предлагаются методические рекомендации по построению такого рода тестов и оформлению в тестовой форме различного типа заданий.

6.3.1. Структура комплекса. Каждый вариант комплекса тестовых заданий в предлагаемом варианте состоит из 30 заданий по тексту-источнику (20—25 строк), стремящихся охватить логику построения текста в определенной системе. Общее направление развертывания такой логики: от глубинных уровней - к поверхностным, от содержательных компонентов текста - к формальным, от текста как целого - к его элементам. В системе заданий последовательно реализованы три параметра: 1) типы мыслительной деятельности, сопровождающие различные формы использования языка и рефлексии по его поводу: наблюдения, логические процедуры, эвристические действия, дефиниции, применение теории для решения практических задач, самостоятельный поиск закономерностей на материале текста; 2) различные уровни нормативности языка, составляющей основу культуры речи: от общетекстовых норм до норм орфографии; 3) типы использования языка для решения творческих речевых задач. В каждом задании теста перечисленные параметры в той или иной мере представлены, и в свой совокупности они дают полный «речемыслительный портрет» школьника.

6.3.2. В экзаменационном варианте схема развертывания данной системы представлена в следующих блоках: 1) характеристика базового текста в целом, 2) характеристика структурных частей базового текста и содержания их связей, 3) характеристика содержательной структуры отдельных элементов базового текста, 4) процедуры с элементами текста, 5) характеристика нормативной стороны текста и процедуры в ее рамках, 6) самостоятельное решение речевых задач, 7) знание основных элементов научного описания языка и умение их использовать для решения практических задач на материале базового текста, 8) эвристические задания по тексту, 9) задания по тексту, связанные с творческим владением языком. (См. варианты построения тестов по данной схеме в Приложении 2.1.)

6.3.3. Обучающие варианты, направленные на воспроизведение текста, представлены в Приложении 1 и монографии «Тесты и тексты».

6.3.4. Организация тестовых заданий обучающего типа. В ходе составления тестов были апробированы следующие типы заданий, позволяющих перевести на тестовый язык практическое любое задание, востребованное учителем для фиксации опорных точек текста. Наиболее эффективны в обучающем варианте следующие типы.

6.3.4.1. Общетекстовые задания типа.

1) Какое настроение является доминирующим для данного текста? Варианты ответа: а) тревога, б) грусть, в) страх, г) волнение перед грядущими событиями.

2) Слова какой части речи прежде всего передают основное настроение автора данного текста? Варианты ответа: а) существительные, б) прилагательные, в) глаголы.

3) Какой союз наиболее частотный в данном тексте ? Варианты ответа: а) и, б) а, в) если.

4)Какая цепочка ключевых слов соответствует логике разворачивания главной мысли базового текста? Приводятся варианты цепочек.

5) Какую цель преследовал автор, создавая данный отрывок? Приводятся варианты ответов.

6) Какое предложение содержит главную мысль базового теста?

7) Какой эпиграф из числа приведенных в наибольшей мере подходит к данному тексту?

6.3.4.2. Задания с иллюстрацией терминов типа:

1) Одно из слов в строке 6 употреблено в переносном значении. Какое?

2) Слово бабочка в строке употреблено в значении а) метафорическом, б) метонимическом, в) прямом.

3) В какой строке текста есть олицетворение: а)первой, б) второй, в) четвертой, г) шестой?

4) Какое из следующих словосочетаний содержит инверсию?

6.3.4.3. Задания с определением типа: В какой строке есть явление, соответствующее определению: «Нарочитое столкновение в тексте двух близко звучащих слов с разным значением»?

6.3.4.4. Логические задания.

1) Решение пропорций типа: ЛЕТЕТЬ относится к ЛЕТАТЬ так же, как БЕЖАТЬ к …..

2) Продолжения ряда приведенных слов другими словами из данного контекста.

3) Вычеркнуть лишнее; по какому признаку одно из приведенных далее слов первого абзаца лишнее: а) доказано, б) обязательно, в) нужно, г) надо?

4) По какому языковому признаку объединены все слова данного ряда?

5) Какое слово обладает всем набором перечисленных признаков?

6.3.4.5. Найти ошибку, например:

1) В какой строке есть неправильно написанное слово?

2) В строке 6 одно из слов нарочито заменено на другое. Какое?

6.3.4.6. Статистические задания по тексту, например:

1) Сколько эпитетов в предложении 3?

2) Сколько предложений в тексте являются безличными?

6.3.4.7. Речевые и языковые задания, например:

1) Какой из перечисленных далее глаголов является в смысловом отношении наиболее близким сказуемому предложения №7 и может заменить его, не меняя общего смысла и стиля контекста? Варианты ответа: а) мчаться, б) торопиться, в) улепетывать г) давать деру, д) лететь?

2) Если заменить слово ЗАСТРЯВ на слово ЗАСТРЯВШИ, то какие изменения произойдут в контексте: а) изменится грамматическая форма слова, б) нарушатся синтаксические связи, в) изменится стилистический оттенок, г) изменится смысл контекста, д) ничего не изменится

6.3.4.8. Эвристические задания типа: Расшифруйте фамилию персонажа, являющуюся неполным омонимом к синониму одного из следующих названий профессий: а) терапевт, б) шофер, в) зубной врач, г) учитель.

6.3.4.9. Цитационные задания:

1) Какая из приведенных далее цитат подходит более других в качестве эпиграфа к данному тексту?

2) Восстановите слово в цитате статьи, посвященной анализируемому произведению А.С. Пушкина: «Любовная тема прояснилась. Но каков характер любовного чувства? Вероятно лучшего всего оно может быть выражено словом…..» Варианты ответа: а) нежность, б) страсть, в) нега, г) каприз, д) душа.

6.3.4.10. Клоуз-задания типа:

1) В предложении 3 пропущено слово. Какое? Варианты ответа: а) яркий, б) пестрый, в) разноцветный, г) полосатый, д) синий.

2) В предложении 4 одно из слов заменено. Какое?

Наши рекомендации