Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ | Тема | теория |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | ||
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | ||
5-6 | Какими могут быть проекты? | |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | |
9-10 | Планирование работы. | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | |
22-23 | Исследование объектов. | |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | |
Как сделать сообщение о результатах исследования | ||
29-30 | Оформление работы. | |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | |
Мини конференция по итогам собственных исследований | ||
Анализ исследовательской деятельности. | ||
Итого 34 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | ||
2-3 | Культура мышления. | |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | |
10-11 | Предмет и объект исследования. | |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | ||
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | |
17-18 | Техника экспериментирования | |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | |
21-22 | Правильное мышление и логика. | |
23-24 | Что такое парадоксы | |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | ||
32-33 | Защита исследования перед одноклассниками. | |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | ||
Итого – 34 часа |
Содержание занятий.