Важнейшим принципом СКД является дифференцированный подход к различным слоям населения.
Этот принцип означает организацию СКД с учетом специфических особенностей различных групп населения. так как нельзя одинаково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди сельских жителей или банкиров и предпринимателей.
Принцип дифференцированного подхода предполагает:
1) необходимость учета специфики труда и профессиональных интересов (план работы для железнодорожников или для автомобилистов не может быть одинаковым)
Например: работа районного ДК и сельского клуба не может быть одинаковой.
2) учет возрастных особенностей населения, т.к. интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины взрослого населения, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.
Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.
3) необходимость учета половых особенностей. Организация работы среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Они зачастую не могут "оторваться" от детей. Для женщин создаются кружки и курсы кройки и шитья, кулинарии. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам ("Сибэнергомаш", Российско-немецкий дом), созданы комнаты матери и ребенка.
Принцип развития инициативы и самодеятельности
В основе этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений.
Этот принцип означает наличие в УК подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость использования инициативы и самодеятельности людей.
Деятельность УК направлена на людей и предполагает их активное участие в Культурно-досуговых мероприятиях, не только в качестве зрителя, но и организаторов.
4. Принцип индивидуализации означает организовать работу так, что бы каждый человек получил возможность самосовершенствоваться согласно собственным природным задаткам.
Принцип добровольности и общедоступности.
Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предполагаемого социально-культурными учреждениями.
Осуществляется на основе психологических, возрастных и др. особенностей. Необходимо учитывать уровень развития способностей.
6. Принцип последовательности предполагает выстроить систему СКД, от более простых элементов, задач к более сложным, на основе изученного. Принцип последовательности осуществляется на основе изучения ряда условий:
1) от соответствия занятий, уровню интересов и способностей
2) от временной продолжительности.
Вывод: Знание и понимание принципов СКД - необходимое условие правильной организации деятельности УК. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.
Рекомендуемая литература
1.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.
2.Клубоведение: Учеб. пособие/ Под ред. С.И. Иконниковой. – М.: Просвещение, 1980.
3.Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
4.Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): уч. пособие. – Барнаул, 2002.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение принципов социально-культурной деятельности.
2.Раскройте сущность принципов социально-культурной деятельности.
3.Как реализуются принципы в практической деятельности?