Составление пересказа текста по рисункам-пиктограммам.

Логопед. Теперь давайте попробуем пересказать эту ис­торию по опорным рисункам. Только вы должны сначала расставить их по порядку.

Логопед произвольно выставляет рисунки на доску. Дети рассмат­ривают их и расставляют по порядку.

Логопед. Давайте устроим соревнование на составление лучшего пересказа. Для этого вы должны разделиться на две команды. За каждый правильный ответ участники ко­манды будут награждаться специальными фишками. Так­же можно заработать призовые фишки, составив полное «красивое» предложение, сравнение или используя в речи подходящую поговорку или пословицу. После составления рассказов мы подсчитаем фишки и определим победителей.

Логопед приглашает к доске участников первой команды. В конце пе­ресказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выра­зить свое отношение к героям и сказать, понравился им рассказ или нет. Затем логопед приглашает для пересказа вторую команду детей, просит их составить свой пересказ.

Соревнование продолжается.

Составление пересказа текста по рисункам-пиктограммам. - student2.ru

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на заня­тии, благодарит всех за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 8. «Как щенок нашел друзей»

Цель:Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;

— учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка;

— развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление детей;

— стимулировать мыслительную и речевую активность;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— воспитывать у детей бережное, заботливое отноше­ние к животным.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок на­шел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы[3].

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)Что было перед осенью? Что будет после осени? Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю? Рас­скажите об изменениях в природе и в жизни человека, ко­торые происходят поздней осенью.

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логи­ческой последовательности картины серии на доске. Просит приду­мать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и со­ставить с их помощью план рассказа.

Составление пересказа текста по рисункам-пиктограммам. - student2.ru

II. Основная часть занятия

Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данному слову.

Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...

Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...

Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...

Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синони­мы), к каждой картине.

Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...

Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взя­ли (подобрали, забрали, привели домой)...

Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, под­креплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был дово­лен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...

Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, корми­ли, оберегали его)...

Физкультминутка.

Речевой материал . Выполняемые движения
Вот собака Жучка, Хвостик закорючкой. Шерстка пестрая, Зубки острые. — Гав! По ходу стихотворения дети вы­полняют соответствующие движе­ния.

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при­нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Чем вы занима­лись на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом­нили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как долж­ны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

Занятие 9.«Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме»

Цель: Описание сюжетной многофигурной картины с при­думыванием детьми предшествующих и последую­щих событий с опорой на рисуночный план.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Дикие животные леса»;

— закреплять в речи детей правильное употребление предлогов в, у;

— учить детей составлению рассказов о подготовке к зи­ме от имени диких животных леса;

— учить детей описывать сюжетную многофигурную картину с придумыванием предшествующих и после­дующих событий;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к ди­ким животным леса.

Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Как дикие животные леса к зиме готовятся» (иллю­страция 26), предметные картинки с изображени­ями диких животных леса (иллюстрации 37, 41, 42, 44), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед просит детей вспомнить, какое сейчас время года, месяц, день недели (следит за тем, чтобы дети давали полный ответ).

Логопед. Каких диких животных нашего леса вы знаете?

После этого проводится игра с мячом.

Игра с мячом в кругу «Кто живет в лесу». Дети и ло­гопед стоят в кругу. Логопед просит детей назвать живот­ных, которых можно встретить в лесу, например: «В лесу можно встретить лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «В лесу можно встре­тить волка», и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед просит детей назвать детенышей этих диких животных, например: «В лесу мож­но встретить лисенка», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть внимательными. Ответы детей не должны повто­ряться. Если ребенок не может подобрать название живот­ного или его детеныша, логопед помогает ему наводящи­ми вопросами. Например: «Назови животное, у которого длинные уши и короткий хвост».

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Рассмотрите сюжетную картину.

Давайте поиграем в игру «Кто самый вниматель­ный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам.

А теперь назовите:

— Что вы видите на картинке? (Деревья, пень, берлогу, нору...)

— Кого вы видите на картинке? (Лису, медведя у берло­ге, ежа с грибами на иголках, белку на дереве, мышку у норки, зайца...)

— Что делает каждое дикое животное? (Утки улетают в теплые края...)

Дети поочередно дают ответы и называют изображения.

Наши рекомендации