Воспитывающая деятельность, ее специфика
Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. Можно выделить четыре основных условия, которые позволяют сделать деятельность детей деятельностью воспитывающей.
Во-первых, воспитывающая деятельность предполагает трехканальное воздействие на развивающуюся личность школьника, что диктуется философско-педагогическим характером формирующегося отношения: воздействие на сознание (формирование понятий и представлений, точных знаний о предмете, явлении, ценности.., к которым педагог хочет сформировать определенное отношение); воздействие на эмоциональную сферу личности (с целью возбуждения эмоционально-положительного .состояния личности по отношению к явлениям и предметам окружающей действительности, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ; и эмоционально-отрицательное — к негативным предметам и явлениям); воздействие на поведенческо-деятелъностную сферу личности воспитанника с целью создания опыта нравственного (ценностного) поведения.
При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно, говорить о воспитывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания.
Во-вторых, богатство и многообразие интересов (увеличивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе деятельности. Попробуем проанализировать этот тезис по результатам «включения — невключения» в те или иные виды деятельности подростков и юношей — девушек разного уровня воспитанности и развития (интеллектуального и духовного).
Первая группа - участники Всероссийской научной конференции учащихся, приехавшие в г. Обнинск с докладами по 35 отраслям науки, победители конкурсов в различных городах Росси. Вторая группа — подростки, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних за различные проступки и правонарушения, за безнадзорность и беспризорность, побеги из дома и бродяжничество. И тех и других мы попросили назвать десять любимых занятий на досуге, когда их никто не заставляет и не контролирует.
От первой группы школьников мы получили целую палитру дел и занятий интеллектуально-культурного характера, дел, ставших потребностью и содержанием всей жизнедеятельности: читать, заниматься техническим творчеством, рисовать, конструировать, ходить в походы, в театр, на выставки, в музеи, ездить на экскурсии в другие города, общаться с друзьями, участвовать в различных конкурсах, заниматься спортом (различные виды), играть в интеллектуальные и спортивные игры (различные), в. шахматы и шашки, компьютерные игры, слушать музыку, заниматься дома по хозяйству (убираться, готовить еду, устраивать праздники), шить, вязать, дарить подарки, заниматься с младшими сестрами или братьями, наслаждаться природой, ухаживать за животными дома (самыми разными), выращивать цветы, сочинять стихи, писать письма, «рыться в книгах», смотреть научно-популярные и познавательные передачи по телевизору, моделировать и конструировать и многое-многое другое.
Во второй же группе подростков мы получили такие ответы: гулять (на первом месте; на нашу просьбу пояснить, что значит «гулять», получили такие разъяснения: ходить по улице, стоять в подъезде, сидеть в беседке, «бал-деть с друзьями», «тусоваться на улице»...), поесть, спать, бездельничать, «когда меня никто не заставляет ничего делать», одеваться и краситься (в ответах девочек), «подраться», «дурачиться», ходить на дискотеку, кататься на роликах, смотреть телевизор («видак»), слушать музыку («балдеть», «тащиться» под нее), бродяжничать, посмеяться, заниматься спортом (в основном различные виды борьбы и накачивание мышц), «расслабиться» и «побалдеть» (употребляя курение, алкоголь, наркотики, токсичные вещества), «бывать в компаниях, где меня никто не знает»...
Сравнивая эти два перечня основных дел на досуге, нетрудно заметить различие между ними в смысле влияния этих дел и занятий на развитие потенциальных возможностей растущего человека: интеллектуальных, физических, духовно-нравственных, эмоционально-волевых... Причем решающим оказывается не только «наполненность» жизни школьника многообразными видами деятельности, но и их гармоничная взаимосвязь.
В-третьих, любая деятельность школьников будет воспитывающей, если в ходе воспитательного процесса постепенно целенаправленно формируется ценностное отношение растущего человека ко всему, что бы он ни делал. Как уже было сказано выше, с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Критерием оценки здесь становится самооценка школьником себя в деятельности и своих отношений с окружающим миром. Иллюстрацией этим идеям может служить стихотворение школьника В. Орлова:
Если деньги накопить,
Можно многое купить —
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой.
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
И наконец, в-четвертых, воспитывающая деятельность отличается специально избранной инструментовкой, методикой и техникой организации, что обеспечивает наиболее эффективную реализацию ее воспитательного потенциала. В интенсивно организованной интеллектуально-познавательной деятельности можно воспитать и умницу, творческую личность, но можно и «буквоеда», «ходячую энциклопедию». В деятельности ценностно-ориентировочной можно сформировать и личность творческого интеллигента, живущего на высоких принципах морали, обаятедьнейшего человека, несущего добро и красоту людям. А можно и человека, по образному выражению К.Д. Ушинского, превращающего «нравственность в полицию духа». Общение с таким человеком становится тягостным и неприятным.
В труде можно воспитать человека трудолюбивого и самостоятельного, оптимистичного и творческого, а можно и скрягу, жадного накопителя, формалиста-исполнителя, замученного и недовольного жизнью, окружающими и самим собой...
В деятельности физкультурной — как человека, исповедующего воистину здоровый, красивый и возвышенно-духовный образ жизни, так и спортсмена-рекордсмена с подорванным здоровьем и безнравственными личностными качествами (сколько таких примеров можно привести из области спорта!).
В деятельности художественной можно воспитать подлинного художника жизни, тонко понимающего искусство, живущего по законам красоты и творящего красоту вокруг себя, а можно и холодного «эстета», кичащегося своим эстетическим образованием, но на деле человека с отсутствием элементарного художественного вкуса, даже человека в обыденной жизни попирающего законы красоты.
В деятельности свободного общения могут развиться как самые возвышенные, так и самые низменные потребности, склонности и интересы человека. И даже игры, как известно, могут быть разделены на высоконравственные, духовные и безнравственные и даже противоправные. Все зависит от того, каким содержанием наполнена организуемая педагогами деятельность школьников и та методика и техника, которая избирается, как правило, в рамках определенной педагогической концепции воспитания.