Лист наблюдения и оценки урока
Требования к деятельности учителя | Оценка | Требования к работе учащихся | Оценка | ||||
Целеполагание: указание по плану и целям урока ясные и полные | Внимание учащихся на различных этапах: - в начале | ||||||
заявленные цели имеют межпредметные связи, логику изучения других тем | - в середине | ||||||
учитывается наличный уровень подготовленности учащихся | - в конце | ||||||
Структура урока логически связана с целями | Интерес к теме | ||||||
В составе целей урока имеют место замыслы, относящиеся к построению (развитию) отношений с учащимися, к педагогическому общению | Активность учащихся при опросе: - при изучении | ||||||
Передает часть функций учащимся, это повышает эффективность рока | - при закрепление | ||||||
Психология организации познавательной активности учащихся: учитель успешно влиял на внимание учащихся, использовал специальные способы организации внимания | Уровень прочности: - знаний | ||||||
При изучении нового материала, педагогом велась работа по дифференциации понятий. | - умений | ||||||
Учители инициировались логические формы мышления (индукция, дедукция), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, общение), эвристические (творческие) процессы | - навыков | ||||||
В процессе урока осуществлялась системная работа по решению познавательных, развивающих, воспитательных задач. | Самостоятельность суждений | ||||||
Отношение к учителю | |||||||
Мотивация учебной деятельности школьников. | Культура труда | ||||||
Учитель подчеркивал важность, необходимость данной темы раздела, вопроса и т. Д.) в составе учебного предмета или в жизни. | Речь | ||||||
Учитель опирался на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания, умения, навыки. Использовал занимательный материал | Вопросы к учителю | ||||||
Ставил вопросы, вовлекающие школьников в процесс изучения материала, «открытия» новых знаний, способов действия, решения задач | Степень познавательной активности | ||||||
Приобщал учащихся к формированию (формулированию) целей, частных задач урока | Наличие и эффективность коллективных (групповых) формы работы в ходе занятий | ||||||
Учитель использовал разнообразные способы организации познавательной деятельности школьников | Самоконтроль | ||||||
Предоставляется возможность усвоения материала разной степени сложности | Степень дисциплинированности, организованности | ||||||
Учитель удачно активизировал гражданские чувства детей, их ответственность перед обществом за результаты учения | Дисциплина: - готовность к уроку | ||||||
Педагог «включал» мотивы соревнования, самоутверждения | - во время урока | ||||||
Имели место групповые формы учебной деятельности, способствовавшие появлению у школьников заинтересованности в успехе одноклассника | - во время самостоятельной работы | ||||||
Урок дал информацию об учащихся как о субъектах учения | - во время объяснений | ||||||
Стиль педагогического общения Присутствует доброжелательный настрой | - во время дачи домашнего задания | ||||||
Имеет ли место акцентирование мыслей и чувств школьников: учитель внимателен к их высказываниям, соглашается с идеями и предложениями учащихся, комментирует их, дополняет, разрабатывает | - реакция на звонок | ||||||
Педагог эмоционально поощряет школьников за удачную мысль и хорошо выполненную работу | Восприятие материала учеником: - восприятие | ||||||
Учитель тактичен в реагировании на неудачные ответы | - осмысление | ||||||
В случае применения дисциплинарных воздействий учитель тактичен, сохраняет уважение к личности школьника | - применение | ||||||
Средствами данного урока учитель содействовал формированию положительной самооценки школьников, воспитывал у них уверенность себе. | Обобщение: - систематизация | ||||||
- «схватывание объекта» | |||||||
- анализ | |||||||
Профессиональная рефлексия: Самоанализ учителя развернут, обстоятелен | - вычленение главного | ||||||
учитель, считает что цели урока достигнуты, что урок прошел в соответствии с его замыслами | - наличие умения творческого применения ЗУН в новой ситуации | ||||||
Не удачные моменты (если они были), педагог объясняет, открыт в анализе собственных просчетов. | Мотивационная направленность и рефлексия: учащиеся с желанием работали на уроке | ||||||
Намечает ли он конструктивные пути преодоления собственных недостатков | Учащиеся эффективно провели рефлексию своей деятельности на уроке (если такая задача ставилась учителем) | ||||||
Общие результаты урока: выполнение плана, мера реализации общеобразовательной, воспитывающей задач, развития психических процессов. Характер педагогического взаимодействия. |
Графа «оценка» заполняется с помощью обозначений: «-» - не представлено, «+» - слабо представлено, «++» - представлено в полной мере.
Приложение Д
Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Характеристика педагогической системы.
Назовите условия иобстоятельства, при которых происходят действие.
Дайте оценку уровня развития педагогической системы.
Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе? § i )
2. Выявление объектов и субъектов воспитания. f"-"
Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).
Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
3. Характеристика взаимоотношений субъектов.
Определите стили отношений, руководства, общения педагога.
Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.
Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.
5. Определите проблему, возникшую вэтой педагогической ситуации. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.