Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США
В 70 годы в США были произведены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 году конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. Этот закон устанавливал длительность пребывания несовершеннолетних, совершивших гражданские правонарушения, в исправительных учреждениях, поощрял альтернативные меры наказания вместо тюремного заключения для подростков совершивших мелкие уголовные преступления, и призывал к созданию служб для исправления подростков на основе специальных программ. Закон также запрещал совместное пребывание в тюрьме взрослых и подростков и провозгласил профилактику в качестве приоритетной цели.
Этот факт послужил стимулом для развития специальных служб для несовершеннолетних правонарушителей и трудных подростков и созданию различных программ для работы с ними. Большую роль в этом сыграли и проводимые эксперименты, например, в штате Массачусетс. В этом штате были закрыты исправительные учреждения, подростки-правонарушители были выпущены на 2 месяца на свободу. Результаты эксперименты были таковы:
• в тех местах, где были созданы разнообразные условия для исправления, адаптация под
ростков прошла успешнее;
• несмотря на большое число правонарушителей, вернувшихся домой, существенного
роста преступлений не произошло;
• массовое исправление было достигнуто «даже без подготовки общественности».
Эксперименты, по мнению специалистов, доказали эффективность исправления ребят по
месту жительства, хотя вплоть до сегодняшнего дня идут споры по поводу наказания подростков за совершенные проступки.
Термин «по месту жительства» используется для обозначения центров исправления, бюро молодежи, приемных домов, пансионов семейного типа и отделений для подростков в психиатрических клиниках. Все эти учреждения, разумеется, отличаются уровнем и характером услуг, но есть общие черты, которые присущи всем типам программ данных учреждений. Основная цель заключается в создании благоприятного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Все программы строятся на участии несовершеннолетнего в определенных акциях и мероприятиях с целью включения его в повседневную деятельность.
В литературе выделяют три типа программ.
1. Базовые программы полиции.
2. Базовые программы школ.
3. Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних.
Остановимся подробнее на каждой из программ.
Первый контакт молодых людей с правоохранительной системой, как правило, происходит в местном полицейском участке. Именно от полиции во многом зависит количество дел, передаваемых в суды для несовершеннолетних.
Одна из проблем, по авторов, как раз и заключается в том, что на первой стадии работы с несовершеннолетними правонарушителями вся инициатива отдана исключительно на усмотрении полиции. Полицейские должны следить за выполнением закона, но иногда, как отмечается в литературе, они слишком вольно понимают свои обязанности.
В последние годы во многих округах власти нанимают полицейских, являющихся специалистами по работе с несовершеннолетними. Их функции несколько шире, чем просто соблюдение закона. Они ставят перед собой цель помочь молодым людям и их семьям, поэтому сфера деятельности полиции во многих округах включает в себя, кроме простого наблюдения за порядком, широкий комплекс мероприятий, осуществляемых полицией совместно с другими организациями. Эти мероприятия включают в себя организацию различных клубов для подростков, программ по борьбе с наркоманией среди молодежи, обучения технике личной безопасности в местных школах. Например, в США распространены специальные полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам и тем самым способствуют укреплению отношений в семье.
Школьные программы подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. Таким образом, эти программы помогают избежать изоляции какой-либо группы подростков, позволяя им в то же время посещать в школе занятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних и рассчитанные при этом на всех школьников.
Цель системы судов по делам несовершеннолетних, существующей в США в настоящее время (возникла в 1899г), заключается в реабилитации несовершеннолетних преступников. Система судов по делам несовершеннолетних концентрирует свое внимание не на наказании, как это происходит с взрослыми в системе судов по уголовным делам, а на их ресоциализации. В этом смысле, считает Ш. Бечки, об американском суде по делам несовершеннолетних можно говорить, как о суде по оказанию помощи несовершеннолетним, который объединяет в себе свойства благотворительной организации и учреждения по осуществлению социального надзора.
Суды по делам о несовершеннолетних, возникшие под влиянием традиций движения за спасение детей, существуют благодаря тому, что американское общество признает принципиальное отличие между действиями детей и взрослых, видит главную задачу этих судов в воспитании совершивших наказуемое деяние подростков, а также в предупреждении преступности.
Сегодня в США работает около 3500 судов по делам несовершеннолетних, организация и деятельность которых находится в компетенции штатов и их законодательства.
В большинстве штатов возраст лиц, охваченных судебной практикой судов по делам несовершеннолетних, определяется в 18 лет (в большинстве штатов это возраст совершеннолетия). В компетенцию судов по делам несовершеннолетних входит работа с тремя категориями подростков:
с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые были бы признаны
преступлением в случае совершения их взрослым человеком;
1. с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые не были бы быть
признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком, эта категория де
тей обозначается как «статус оффендерс»;
2. с несовершеннолетними, заброшенными родителями или подвергающимися жестокому
обращению со стороны родителей.
Законы штатов о судах по делам несовершеннолетних относят к категории «статус оффендерс» детей, проступки которых заключаются в прогулах школьных занятий, в бегстве из дома, детей непослушных, трудновоспитуемых. Во многих штатах этот круг ребят определяется как «дети, нуждающиеся в опекунстве».
Несмотря на то, что относящиеся к американской системе правосудия суды по делам о несовершеннолетних формально не могут выносить приговоры, дети, совершившие наказуемое деяние, несомненно, должны понести наказание в соответствии с общей правовой концепцией. Наказанием, определенным судом, может быть условное осуждение, предупреждение, внушение, общественно полезный труд, возмещение принесенного ущерба, домашний арест. В этом случае несовершеннолетний продолжает жить в доме родителей, но ежедневно и в обязательном порядке участвует в одной из консультационных или воспитательных программ. Системой судов по делам о несовершеннолетних разработан целый ряд социальных мероприятий, проводимых различными социальными службами или же уполномоченными сотрудниками отделов социального обеспечения, управлений по делам молодежи, органов обеспечения общественного порядка и безопасности. В случае условного осуждения несовершеннолетнего, социальный работник осуществляет надзор за ним в течение испытательного срока и сообщает судье, как подросток выполняет возложенные на него обязанности.
В литературе отмечается (Ш. Бечки), что реализация указанных программ часто сталкивается с проблемой, заключающейся в недостаточности знаний некоторых судей по делам несовершеннолетних об организациях и учреждениях, работающих на их территории, о качестве предлагаемых услуг. Все это, естественно, может привести к принятию решений, которые могут негативно повлиять на социальную реабилитацию подростка. Это положение может быть вызвано разными причинами, например, текучестью кадров в судах. Поэтому в США многие эксперты требуют назначения на должность судьи по делам несовершеннолетних на пожизненный срок.
С целью устранения имеющихся недостатков в работе с подростками в США созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой. Наличие бюро социальных услуг молодежи гарантирует, что подростки, дела которых были переданы в полицию из-за пропусков занятий, плохого поведения или мелких правонарушений, смогут изначально избежать некомпетентного ведения дела и передачи их дел в суд без оказания помощи общиной.
По организационной структуре эти бюро различны, многие из них не предлагают собственных услуг. Они выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего. Есть и такие, которые предлагают услуги, например, консультационную помощь, медицинскую помощь, обеспечение занятости и др. (Калифорния). Прием несовершеннолетних в этом случае производится по определенным критериям, например, подросток не должен быть условно осужденным, речь может идти о незначительном и первом известном правонарушении, подросток должен постоянно проживать в местности, на территории которой реализуется проект (вспомним социальные бюро для подростков в Голландии).
Какие существуют учреждения в США для тех подростков, которым выносят приговор о лишении свободы? Выделяют две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. Закрытые места лишения свободы — это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения подростков, находящихся в предварительном заключении, на время проверки обстоятельств дела. Закрытые воспитательные учреждения — это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу подростков, направленных по решению суда. Существует четыре типа воспитательных учрежденийдля таких несовершеннолетних, они различаются по степени ограничения свободы. К ним относятся:
1. школы по перевоспитанию;
2. молодежные лагеря и ранчо;
3. закрытые приюты и детские дома;
4. центры круглосуточного надзора.
При отправке в то или иное учреждение учитывается много различных факторов, например, потребление алкоголя или наркотических веществ, семейные обстоятельства. В ряде случаев перед отправкой проводится психиатрическое обследование в специализированном диагностическом центре для несовершеннолетних.
Воспитательные учреждения различаются по степени ограничения свободы. Программы рассчитаны на разный срок пребывания в них детей, например, в молодежном ранчо в Раперте (штат Айдахо), где большинство воспитанников - жертвы физического или сексуального насилия со стороны родителей, программа рассчитана на срок от 9 до 14 месяцев. Почти все подростки включены в школьную систему общины. Государственное воспитательное учреждение в Сент-Энтони, рассчитанное на подростков, совершивших кражи, изнасилования, поджоги, работает по программе более длительного срока Интересно отметить, что указанные исправительные учреждения представляют собой отдельные домики или общежития квартирного типа, имеется бассейн, различные игровые комнаты. В учреждениях работают разные специалисты, занимающиеся с подростками.
4.4.3.Службы помощи для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в Германии
В отличие от США в Германии есть общенациональный Закон о помощи молодежи, который вышел в 1991 году, сменив старый закон 1962 года. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер. Новый закон отменил воспитание исправительное как принудительное. Ведомствам по делам молодежи предписывалось создавать соответствующие и в достаточном количестве службы помощи детям и подросткам, которые должны быть дифференцированными и расположенными в месте проживания детей. В законе также отмечалось, что все виды помощи должны осуществляться только на добровольной основе, и при участии молодого человека в поиске подходящего для него предложения, например, места проживания.
Вот некоторые виды помощи детям и молодежи по Закону:
1. внешкольное обучение молодежи;
2. привлечение в спортивные организации;
3. стимуляция развития в дневное время;
4. педагогическая защита;
5. педагогическая консультация, социальная работа с группами
6. службы социально-педагогической помощи семье;
7. воспитание в интернатах в дополнение к семейному воспитанию или заменяющее его;
8. интенсивная социально-педагогическая помощь подростку и др.
Необходимо заметить, что в Германии очень сильны традиции социальной педагогики. Термины «социальный работник» и «социальный педагог» там употребляются как тождественные. Социально-педагогический подход предполагает, прежде всего, устранение факторов и условий, препятствующих социализации детей и подростков в ближайшем социуме.
Рассмотрим некоторые из перечисленных видов помощи.
Педагогическая защита направлена на уменьшение, снижение и устранение причин, ведущих к отклоняющемуся поведению. Она должна препятствовать доступу к наркотикам, повышенной готовности к насилию, безработице, социальной изоляции, недостаточной уверенности в себе, дефициту образования и отставанию в развитии. Педагогическая превентивная защита включает в себя также создание для детей и подростков условий отдыха, безопасности движения, охрану окружающей среды.
Деятельность педагогических консультаций, служб социально-педагогической помощи направлена на достижение основной цели: помочь семье в кризисной ситуации. Но указанные службы имеют некоторые различия.
Название «педагогическая консультация» говорит само за себя. Консультационные службы оказывают поддержку и содействие подросткам и родителям в выяснении и урегулировании индивидуальных и семейных проблем. Консультирование родителей и подростков осуществляется многопрофильной бригадой специалистов. Немецкие специалисты считают, что в этой работе важен открытый подход к подросткам (без формальностей), доверие, сохранение анонимности (без сообщения в органы власти).
Кроме индивидуальной консультационной помощи в процессе воспитания оказывается и социальная групповая помощь в детских учреждениях. Она нацелена на социальное обучение в группе. Воспитатель, рекомендуемый специалистами государственных и общественных учреждений, должен пытаться вместе с подростком решить проблемы воспитания в условиях привычной для подростка среды. Эта работа оправдала себя в последние годы в практике служб по оказанию помощи подросткам.
Служба социально-педагогической помощи семье оказывает интенсивную помощь при разрешении проблем, как подростков, так и родителей. Это продолжительный вид помощи и он требует активного участия всей семьи (семейная терапия). Работа проводится обычно в кругу семьи, и консультант должен хорошо знать все ее заботы. Очевидно, что такая деятельность требует от специалиста высокой квалификации и большого напряжения. Социальный работник может давать советы, рекомендации по общению, обучать родителей приемам проведения занятий с детьми, давать инструкции по ведению хозяйства, оказывать поддержку в обеспечении материальными средствами, привлекать специалистов других служб для оказания помощи.
По мнению немецких авторов, деятельность специалистов, работающих в интернатах, должна быть направлена:
1. на возвращение детей в семью;
2. на подготовку подростков на проживание в другой семье;
3. на создание условий жизни, близких к семейным условиям и рассчитанных на долгое вре
мя.
В Германии интернаты имеют лечебно-педагогическую или терапевтическую направленность. Эта направленность определяется профессиональной квалификацией персонала. Количество детей в разных интернатах различно: от 8 до 150 человек. Есть интернаты, в которых только живут девушки или только юноши. В основном интернаты принимают и девушек, и юношей. Максимальное количество человек в группе от 6 до 9. Интернаты сами решают, кого принимать, но почти во всех случаях принимаются дети, нуждающиеся в особом уходе и согласные с таким размещением. Особой формой воспитания в интернатах является «проживание под руководством». Один или несколько подростков живут в арендуемой квартире под руководством социального педагога. Обычно средний возраст таких подростков — 16 лет.
Немецкие специалисты считают, помещение подростка в закрытое учреждение (колонию) крайней мерой в рамках помощи. Предпосылкой для отправки подростка в закрытое учреждение является заявка родителей в совет опекунов. В закрытые учреждения должны помещаться только те подростки, которые представляют потенциальную опасность и уклоняются от терапии и помощи. Таким подросткам оказывается так называемая индивидуальная интенсивная социально-педагогическая помощь, которая рассчитана на длительный срок и отличается от других видов помощи разнообразием форм и содержания. Обычно с такими детьми (максимально с тремя) занимается дипломированный социальный педагог.
Как относятся службы помощи в Германии к привлечению несовершеннолетних к суду и детской психиатрии? Службы помощи молодежи рассматривают сотрудничество с судебными подростковыми органами и учреждениями психиатрии как необходимое. Они способствуют тому, чтобы в рамках компетенции судебной ответственности подростков учитывались воспитательные потребности молодых людей. Отказ многих молодежных служб от помещения подростка в закрытые учреждения не должен вести к усиленному применению других мероприятий, связанных с лишением свободы. Кроме того, если молодые люди помещаются в учреждения юстиции или психиатрии, сотрудники служб помощи должны разрабатывать дополнительные варианты педагогической помощи после выхода из этих учреждений.
Из всего сказанного можно выделить то общее, что характеризует социальную работу с трудными подростками в разных странах:
1. работа имеет профилактическую направленность;
2. работа осуществляется по месту жительства подростков (в общине);
3. работа осуществляется на основе программ, которые направлены на определенную группу
подростков;
4. работа осуществляется разными специалистами, координирующими свою деятельность;
5. профессиональной базой, на которую опираются социальные работники, является разветвленная сеть социальных служб, расположенных в общине.
Глоссарий
Адаптация (социальная) — процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.
Апелляция - обращение, жалоба.
Бихевиоризм — направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Валовой национальный продукт (ВНП) — показатель, характеризующий годовой объем производства какой-либо страной товаров и услуг.
Вандализм — разрушение культурных ценностей.
Геронтологический - старческий.
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, например, преступность, аморальное поведение.
Дезадаптация - нарушение процесса адаптации, то есть приспособления личности к новым условиям социальной среды, рассогласование самооценки и притязаний человека с его реальными возможностями и реалиями социальной среды.
Депривация(социальная) — ощущение, осознание личностью или группой сокращения или лишения возможностей удовлетворения жизненных потребностей.
Десоциализация - нарушение процесса социализации, то есть усвоения индивидом определенной системы норм и правил жизни, которые позволяют ему жить в обществе и быть его полноправным членом.
Дилемма — 1) суждения или умозаключения, содержащие два исключающих друг друга положения, из которых необходимо выбрать одно; 2) необходимость выбора из двух возможностей..
Дискриминация - ограничение в правах, лишение равноправия.
Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
Индексация (на потребительском рынке) — сопоставление текущих цен на товары и услуги массового потребления с ценами на аналогичные товары и услуги за базисный год.
Индивидуализм — противопоставление эгоистических интересов отдельной личности интересам общества, коллектива.
Интеграция (социальная) - включение взрослого человека или ребенка с отклонениями в физическом и умственном развитии в систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках ближайшей среды. Прибавляемая к этому слову приставка «ре» (реинтеграция), означает возобновление или повторность действий.
Интервенция (в социальной работе) - профессиональные действия, направленные на решение задач по улучшению ситуации клиента или социальной ситуации.
Интернат — учебное заведение, в котором дети и обучаются и живут.
Коллегиальный — осуществляемый совместно группой лиц.
Конфиденциальный - доверительный, не подлежащий огласке
Маргинальный — обозначение личности, социальных слоев, групп, оказавшихся за рамками характерных для данного общества структурных подразделений или господствующих социальных норм и политических традиций. Типичный пример — перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры.
Методология — принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.
Модификация поведения — предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма, метод регулирования социального поведения. Использовался сначала как клинический метод психотерапии для лечения неврозов, затем стал применяться в отношении психически здоровых людей с целью выработки у них механических привычек, обеспечивающих их адаптацию к неприемлемым для них условиям жизни.
Налоговый фонд — источник средств, получаемый от налогов, взимаемых государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Неоконсерватизм - влиятельное политическое течение, получившее распространение в 70-е гг. ХХ века. Важнейшим залогом прогресса является, по мнению сторонников этого течения, возврат к проверенным жизнью устоям, ценностям свободного предпринимательства. Один из центральных постулатов этой философии — всемерное стимулирование предпринимательской активности и ответственности личности, опора на индивидуализм и желание человека лучше устроить свою жизнь. При этом речь ведется о жесткой государственной политике по стимулированию свободного рынка (Р. Рейган, Э. Тэтчер, Г. Коль).
Нонконформизм — стремление, во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.
Патернализм — политическая доктрина, в основе которой лежит идея «социального партнерства» антагонистических классов буржуазного общества. Политика патернализма проводится как «отеческая помощь» трудящимся с целью снижения классового противостояния.
Пенитенциарный — относящийся к строгому наказанию, преимущественно уголовному; тюремный.
Плюрализм - в философии направление, согласно которому существует множество начал природы, видов знания, которые не сводятся одно к другому. В политике плюрализм означает возможность существования различных точек зрения, позиций, их равноправие и свободное соперничество.
Превентивный - предупреждающий что-либо, предохранительный, предупредительный.
Психоанализ — 1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; 2) направление, созданное З. Фрейдом и его последователями.
Ранчо - в Америке хутор, усадьба; в США - скотоводческая ферма.
Реабилитация (социальная) - комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса, девиантного поведения.
Регрессивный — ведущий в своем развитии назад, к упадку, к вырождению, ведущий к регрессу; ретроградный.
Сеттльмент - особый район города, создаваемый для поселения людей.
Социальная защита населения — совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения прежде всего, социально уязвимых.
Социальная помощь - одна из организационно-правовых форм социальной защиты населения, представляющая собой систему услуг населению в виде денежных выплат, натуральной помощи. Имеет адресный характер и направлена в основном на социально уязвимые слои населения. Осуществляется за счет бюджетных средств.
Социальное страхование - одна из организационно-правовых форм социального обеспечения, представляющая собой систему государственной и общественной поддержки населения в денежной и материальной форме. Осуществляется за счет специальных внебюджетных фондов.
Социальные риски - предполагаемые события, влекущие за собой изменение материального и социального положения работающих и иных категорий граждан.
Стигма (в социологии) - ярлык, который наклеивают группы, обладающие властью, на поведение менее защищенных групп.
Супевизорство — управление, контроль и совершенствование профессиональной деятельности стажера/практиканта при помощи опытного специалиста.
Тариф — ставка или совокупность ставок обложения или оплаты чего-нибудь, сборов с чего-нибудь.
Традиционализм — следование традициям, то есть установленному порядку в чем-либо.
Трансактный анализ — направление психологии, разработанное в 50-е гг. ХХ века американским психологом Э. Берном, включающее: 1) теорию эго-состояний; 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария.
Унификация - приведение чего-либо к единообразию, к одной форме или системе.
Урбанизация - сосредоточение промышленности и населения в крупных городах и процесс повышения роли городов в развитии общества.
Фасилитация — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида, вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве наблюдателя за действиями данного индивида.
Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М.:
Флинта, 1998.
2. Социальная защита семьи и детей: зарубежный опыт. — М.: Институт социальной работы,
1992.
3. Социальная работа за рубежом: материалы для практических занятий. — Ростов-на-Дону,
1999.
4. Теория и методика социальной работы. В 2-х частях. Ч.2. — М.: Союз, 1994.
5. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х т. — М.: Центр общечеловеческих
ценностей, 1994.
Дополнительная
1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. -
№ 2. -1994.
2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. — М.:
Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
3. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. — М.: Институт молодежи,
1991.
4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс,
1997.
5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1997.
6. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы
быта и социальных услуг, 1996.
7. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. — М.: Аспект
Пресс, 1998.
8. Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. - № 1. —
1996.
9. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррек-
ционно-реабилитационной работы. - №3. — 1997.
10.Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. - М.: Аспект Пресс, 2001.
11.Социальное обеспечение в странах Северной Европы. — М.: МГСУ, 1994.
12.Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. — М.: Центр обще
человеческих ценностей, 1994.