Задания по общей педагогике

Вопросы к экзамену по общей педагогике

1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Объект и предмет педагогической науки, её задачи. Категориальный аппарат педагогики.

2. Методология педагогической науки». Методы научно-педагогических исследований.

3. Понятие «воспитание». Воспитание как общественное явление и как процесс. Структура процесса воспитания.

4. Сущность воспитания, его особенности и движущие силы. Виды воспитания. Закономерности и принципы воспитания.

5. Метод, приём, средство и форма воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания.

6. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Этапы развития коллектива. Коллектив и личность в воспитательном процессе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

7. Нравственное воспитание на современном этапе. Методы нравственного воспитания.

8. Взаимодействие семьи и школы. Формы работы школы с родителями.

9. Семья как субъект социализации и воспитания. Типы семейных отношений. Стили семейного воспитания и ролевые позиции ребенка. Авторитет родителей.

10. Педагогические способности, педагогическое мастерство и педагогическое творчество. Профессиональная компетентность педагога.

11. Особенности профессиональной деятельности педагога. Структура педагогической деятельности.

12. Образование в современном мире. Российская система образования. Принципы государственной политики в области образования.

13. Характеристика процесса обучения: сущность, движущие силы, основные противоречия, функции. Структура процесса обучения. Двусторонний характер процесса обучения.

14. Проблема целеполагания в педагогике.

15. Содержание образования в современной школе. Образовательные стандарты. Учебный план, учебная программа, учебник.

16. Технологии обучения (контекстное, модульное, ТРКМ).

17. Методы, приёмы, средства обучения. Различные подходы к их классификации.

18. Закономерности и принципы обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Мотивы учения и их виды.

19. Общая характеристика организационных форм обучения. Классно-урочная система обучения.

20. Урок как основная форма организации обучения. Типологии и структура уроков. Требования к современному уроку. Анализ и самооценка урока.

21. Проблема контроля и педагогической оценки учебной деятельности учащихся. Неуспеваемость учащихся, её причины.

22. Соотношение обучения и развития. Развивающее обучение. Дифференциация и индивидуализация обучения.

Задания по общей педагогике

1. «Для нас должно быть аксиомой, что воспитание должно быть не обработкой, не шлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка. Всякое иное воспитание будет только уродованием ребенка и организованным насилием над ним». (Блонский П.П. Избр. пед. и пси-хол. соч: в 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 179.)

Разделяете ли вы приведенное суждение? Согласуется ли оно с приоритетами гуманистической педагогики?

2. Из теории воспитания известно, что средство – это все то, что используется субъектом для достижения цели, что облегчает усилия и при этом увеличивает силу влияния деятельности на развитие личности. Понятие «средство» включает в себя помимо предметов и вещей процессуальную сторону жизни: явления, события, эпизоды, ритуалы, нормы и т.д. Таким образом, у педагога широчайший выбор воспитательных средств. Чтобы потенциальное воздействие воспитательного средства преобразовалось в актуальное и реальное, важно его соответствие цели деятельности и выполняемым функциям.

Какое событие XXI века вы бы использовали с детьми как воспитательное средство? Какое жизненное явление может взять на себя роль средства в воспитательной работе? Назовите персоналию великого человека, чье описание жизни представляет собой богатейшее воспитательное средство. Какие афоризмы, как изящные источники духовной культуры, могут выступать в качестве средств воспитания?

3. «Одна из бед школьного воспитания заключается в том, что педагог уж слишком много приказывает, повелевает, требует. Если ребенок, особенно в подростковом возрасте, слышит от воспитателя только приказы, это связывает его духовные силы». (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982. – С. 130.)

Подтверждает ли ваш личный опыт справедливость мнения выдающегося гуманиста о том, что авторитарность педагогических действий учителя «связывает духовные силы» ребенка?

4. В зависимости от уровня развития коллектива меняется в нем роль классного руководителя. Эти основные изменения проявляются в характере непосредственного общения с классом, в социальной роли, в степени делегирования полномочий активу класса.

Обратившись к классификации уровней развития коллектива, предложенной А.Н. Лутошкиным, проанализируйте изменение роли классного руководителя на уровнях: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус» и «Горящий факел».

5. Накануне 9 Мая вы сообщаете своим семиклассникам о необходимости предстоящей помощи престарелым и одиноким людям. Видите согласие части детей, но и слышите реплику: «Времена Тимура ушли и забылись. Кто сейчас бесплатно что делает?».

К сожалению, и раньше вы замечали, что в классе есть ученики, которые в отношении к другим людям не умеют проявить заботу, уважение. Как вы поступите в данной ситуации? Что предъявите своим воспитанникам для осмысления?

6. В последнее время на страницах педагогической печати поднимается вопрос: какая школа нам нужна? И тут же хочется спросить: кому это нам? Министерству образования, начинающему учителю, тренеру спортивной юниорской команды, вузовскому преподавателю или работнику библиотеки? Если бы мы составили классификатор задач, виды выхода школьной продукции для каждого обозначенного заказчика, то убедились бы, что структура школы, ее воспитательное пространство, сам педагогический процесс существенно разнятся.

Кто же больше всех заинтересован в школе? Не кажется ли вам, что родители? И если хоть небольшой процент мам и пап являются заказчиками школы, то что же они хотят от этого учреждения образования? Знаний своим детям? Воспитания в ребенке познавательного интереса? Обучения доброте, справедливости, пониманию красоты? Развития человеческого в человеке? Как вы думаете, какой сегодня заказ на «школьную продукцию» со стороны родителей? А что ждет от школы государство? Какая школа нам нужна? Обоснуйте свой ответ.

Наши рекомендации