Методические указания по составлению конспекта. Театрализованная игра - разыгрывание детьми сюжета или текста сказки или литературного произведения под педагогическим руководством воспитателя.
Театрализованная игра - разыгрывание детьми сюжета или текста сказки или литературного произведения под педагогическим руководством воспитателя.
Порядок работы:
· Ознакомьтесь с программными требованиями к театрализованным играм для детей той возрастной группы, в которой предстоит практика. Выпишите и обдумайте задачи и предполагаемые результаты в области театрализованной игры.
· Выберите сюжет и текст литературного или сказочного произведения для организации театрализованной игры. Выучите этот текст наизусть.
· Выберите и обоснуйте педагогическую целесообразность проведения театрализованной игры в вашей группе:
- Как игры-драматизации или режиссерской игры;
- Форму театральной выразительности - игровой театр или кукольный: настольный, стендовый и др.;
- Форму педагогического руководства игрой (прямую ли косвенную);
- Спланируйте этапы подготовки и проведения игры.
· Подготовьте развернутый конспект проведения театрализованной игры.
· Подготовьте пространство для зрителей и участников игры.
· Заранее подготовьте костюмы, реквизит, музыкальную фонограмму или используемые кукольные формы театральной зрелищности.
· Побеспокойтесь заранее о фото и видеосъемке театрализованной игры.
· Проведите театрализованную игру.
· Проанализируйте ход и результаты своей работы, запишите в дневник.
Требования к конспекту театрализованной игры:
Структура конспекта:
- цели (разрабатываются на основе программы по театрализованным
играм в каждой возрастной группе);
- вид игры (игра-драматизация, режиссерская игра, с указанием театральной зрелищной формы – вид кукольного театра: бибабо, ростовой, настольный, стендовый, марионеток и др.);
- форма педагогического руководства игрой (преимущественно прямая или косвенная);
- материал и оборудование (фонограмма, костюмы, декорации, куклы, ширма, и др.);
- место проведения (музыкальный зал, группа, театральный зал, игровая комната и др.);
- предварительная работа (чтение или рассказывание сказки, беседа по сказке, рассматривание картинок и иллюстраций, рассматривание кукол или костюмов, пробная работа, этюдная работа, разучивание текста персонажей сказки, изготовление кукол или костюмов и декораций, репетиция и др.);
- ход игры; организация и руководство игровой деятельностью.
Примерный конспекттеатрализованной игры
по сказке Е.Масс «Три ёлочки»
В средней группе ДОУ
Титульный лист
Образец Титульного листа конспекта см. в Приложении
Цели:
- Развивать интерес к театрализованной деятельности, умение внимательно слушать сказку и запоминать порядок действий;
- Побудить детей самостоятельно находить выразительные движения для создания образов героев сказки: Машеньки и животных (зайчик, лисичка, медведь);
- Побудить всех детей к активному участию в танцевальных импровизациях снежинок вместе с героями сказки
- Научить понимать эмоциональное состояние героя сказки и изображать его мимикой, жестами, движениями.
Опорная литература:
- Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 2.-изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 288с.
Вид игры:
Игра – драматизация с использованием перчаточных кукол животных (зайчик, лисичка, медведь).
Форма педагогического руководства игрой:
Преимущественно, косвенная.
Материалы и оборудование:
Декорации: домик, ёлочка (если есть возможность, то лучше поставить три ёлочки), перчаточные куклы (зайчик, лисичка, медведь), костюм Маши в первой части (валенки, шуба, шапка, рукавицы) и во второй части (костюм снежинки), игрушка-топор, шапочки зайчиков, шапочки лисичек, шапочки-снежинки, музыка для танцев зайчиков, лисичек, снежинок.
Место проведения:
музыкальный зал
Предварительная работа:
Чтение сказки, беседа о последовательности эпизодов, об эмоциональном состоянии героев в каждом эпизоде, знакомство с костюмами и куклами, пробная работа с куклами, слушание музыки.
Особые указания:
Роль Снегурочки исполняет девочка из старшей или подготовительной группы или помощник воспитателя.
Ход игры:
П е д а г о г: Я хочу рассказать историю про одну девочку, зовут её Маша. Захотелось Машеньке самой срубить ёлочку к новому году. Надела она валенки, шубку, шапочку, рукавички. Взяла в руки топор и пошла в лес. Шла, шла по лесу Машенька, видит – ёлочка! Только замахнулась топориком – вдруг из-за ёлочки выскочил Зайчик.
З а й ч и к (ребенок с перчаточной куклой):
Эту ёлку не руби,
Ты для нас побереги.
Эту ёлку я люблю.
Я давно под ней живу.
М а ш а: Хорошо, Заинька, не трону я твою ёлочку.
П е д а г о г: Уж как обрадовался зайчишка и со своими детками стали плясать. (Танцевальная композиция зайчиков.) Пошла Маша дальше. Видит – ёлочка. Только замахнулась топориком, выбежала из-за ёлочки Лисичка.
Л и с и ч к а:
Эту ёлку не руби.
Эта ёлка некрасива.
А вот та, смотри сама,
(Показывает на ёлку, за которой находится Мишка.)
И пушиста, и стройна.
М а ш а: Хорошо, Лисичка, не трону я твою ёлочку.
П е д а г о г: Обрадовалась Лисичка и начала плясать. (Танцевальная импровизация Лисы и лисят.) Пошла Машенька к другой ёлочке. Только замахнулась топориком, как вышел Мишка, и давай реветь. (Маша убегает, Медведь рычит, топает, машет лапами. Маша подбегает к домику.)
М а ш а: Какой красивый домик! Весь из снега, звёздочек, сосулек. Кто-то в домике живёт! Постучу-ка я в окошко. Тук-тук-тук! (Из домика выходит Снегурочка.)
С н е г у р о ч к а: Кто ты, девочка?
М а ш а: Я Машенька. Я про лесу хожу, себе ёлочку ищу. А ты кто?
С н е г у р о ч к а:
А я Снегурочка.
В детский сад на ёлку
Я сейчас пойду.
Если хочешь, Машенька,
И тебя возьму.
М а ш а:
В шубке я и в валенках.
Как же я пойду?
С н е г у р о ч к а: Я тебя снежинкою быстро наряжу (вводит Машу в домик, где воспитатель помогает девочке снять шубку, валенки, а Снегурочка сразу выходит из домика.)
Снежинки, подружки, летите!
Снежинки, подружки, пляшите!
Как Маша наденет на6ряд,
На ёлку пойдём в детский сад.
(Исполняется танец снежинок. Вместе с Машей может участвовать и Снегурочка. Снежинки встают в колонну и идут за Снегурочкой.)
З а я ц:
Возьмите нас,
Не гоните нас,
На ёлку с собой
Пригласите нас.
С н е г у р о ч к а: Идите, заиньки, идите.
Л и с а: На ёлку с собой пригласите меня.
Д е т и: Иди, Лисонька, иди.
М е д в е д ь: На ёлку с собой пригласите меня.
Д е т и: Иди, Мишенька, иди.
С н е г у р о ч к а: Все собрались?
Д е т и: Все, все!
М а ш а: А где же Дедушка Мороз?
В с е:
За Морозом, за Морозом
Все пойдём.
В детский сад с собой
Мороза приведём!
С н е г у р о ч к а: Дед Мороз, Дед Мороз!
В с е: Ау!
Далее возможны два варианта окончания сказки:
А) Все уходят звать Деда Мороза, и на этом сказка заканчивается.
Б) Дед Мороз откликается, и все вместе идут праздновать Новый год:
(Дед Мороз откликается и появляется в дверях. Спрашивает, куда все собрались. Дети отвечают.)
Д е д М о р о з: Здравствуйте, ребята! С Новым годом поздравляю! А ёлочка у вас та самая, которая в моём лесу росла. Сколько на ней звездочек, хлопушек, разных игрушек! А ну-ка, за руки беритесь, в круг широкий становитесь! Будем петь и плясать, Новый год встречать.
(Дед Мороз, Снегурочка и дети ведут хоровд и поют песню «Ёлочка»
(муз. Л. Бекман, слова Р. Кудашевой).)
Окончание игры в зависимости от избранного варианта окончания сказки
Педагог: Когда придет время наступления Нового года, мы с вами тоже пойдем искать Деда Мороза, как герои сказки. Вы хотите поиграть в эту сказку еще раз?
Ответы детей.
При выборе другого варианта дети идут на утренник с Дедом Морозом.
Театрализованный досуг.