Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков.

У языко- и литературоведов "штамп" — оборот речи или словечко, бывшее когда-то новеньким и блестящим, как только что выпущенная монета, а затем — повторен­ное сто тысяч раз и ставшее захватанным, "как стертый пятак". Слово "мороз" — отличное русское слово. Выра­жение "мороз крепчает", казалось бы, нельзя ни в чем упрекнуть. Но вот у А. Чехова провинциальная дамочка от нечего делать пишет скучнейшие романы: чаще всего они начинаются так: "Мороз крепчал".

Читатели Чехова встречали столько произведений, на­чинавшихся с "мороз крепчал", что им из этих двух слов сразу же делалась ясной бездарность губернской "интел-лектуалки": она и думала и писала "штампами".

Прошло сто лет, но и сегодня мы грешим по этой час­ти. Кто-то, чуть ли не А. Н. Толстой, уронил где-то выра­жение: "ее широко распахнувшиеся глаза", и оно показа­лось читателям выразительным. А теперь в моей картотеке 33 карточки с "распахнутыми глазами"; видеть это сочета­ние слов стало так же неприятно, как грызть таблетку са­харина.

Кто-то когда-то первый написал вместо "цветИстый" (яр­ко окрашенный, радужно-пестрый) похожее словцо: "цве-тАстый". Раньше оно имело отличное от первого значе­ние — затканный или запечатанный крупными яркими цве­тами, как старинная цыганская шаль.

Слово подхватили, но употреблять его стали уже вза­мен "цветистый". Оно стало штампом, да еще с неточным значением. Вот сравните:

"Сварочное пламя— это... цветастая... капризная стихия..."

Что, на пламени нарисованы цветы?

"Не позорить его... старым костюмом и цветастыми но­сками".

"Цветастые картинки висели на всех стенах..." Сомни­тельно, чтобы на всех были написаны только цветы!

"Конвент уже кажется сном — цветастым, беспорядоч­ным..."

"Цветастые бабочки, аборигены земли..." Я храню еще 76 карточек с примерами на это злополучное слово. Лишь на одной значится: "Она накинула на себя старинный цве­тастый платок". Тут — все на месте. А вот — "цветастый сон о Конвенте"... Штамп! Осторожно: штамп! Берегитесь штампа. То же скажу о глаголе "смотрится" в значении "производит впечатление, хорошо выглядит". Вот вам не­сколько цитат:

"Точеные дома в зелени смотрятся веселей".

"Ворсистая ткань на гладкой... смотрится очень совре­менно".

"Воронцовский дворец лучше всего смотрится с палу­бы прогулочного катера".

"Молодой человек в джинсах смотрится, конечно, ин­тереснее..."

"Ну, и — как она?"

"Ничего... В общем, смотрится!.."

Вот если вы прямо поставите вопрос: что такое культу­ра речи, я вам отвечу: "Эти пять предложений— весьма типичное языковое бескультурье".

В дореволюционное время существовал тип людей, ко­торых А. Блок зло называл "испытанными остряками". Они "не лезли за словом в карман". Вместо "красиво" они во­склицали: "Достойно кисти Айвазовского!" Желая пере­дать неопределенное ощущение сходства, говорили зага­дочно: "Да так... Вроде Володи!" Своих жен именовали в лучшем случае супругами, а то и "моя прекрасная поло­вина!".

Нет, теперь уже никто не скажет "вроде Володи". Ни­кто не напишет всерьез "мороз крепчал". Но я знаю мно­жество людей, у которых поминутно срываются, устно и письменно, современные штампы. Есть литераторы, не





Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков. - student2.ru стыдящиеся в десятитысячный раз писать: "Погромыхи­вая на стыках, поезд подходил к станции". Есть просто граждане и гражданки, для которых, скажем, слово "эру­дированный" означает все похвальное: "Такой, знаете, эрудированный: так одевается — зарубежное произ­водство!"

Находятся люди, которые даже печатно защищают штам­пы: они-де "экономят" силы и время журналистов, да и читатель, привыкнув к ним, легче и лучше воспринимает написанное.

Это — казуистика. Есть, бесспорно, жизненные ситуа­ции, где без штампа обойтись трудно: "Дорогая Вероч­ка!", "Многоуважаемый Петр Николаевич!" в начале пи­сем или "Целуем, желаем всего лучшего..." в их конце повторяются в миллионах и сотнях миллионов поздрави­тельных писем. Но и тут человек с чувством слога и стиля постарается как-нибудь "соригинальничать": "Я хочу поз­дравить вас, Верочка, свет моих очей!" или "Ну, старый добряк, Петр Николаевич, как живешь?". Чуть-чуть нару­шен штамп, и уже чуть-чуть легче дышится...

Задание 68

Прочтите сатирическую заметку Р. Когана и определите, прав ли автор, высмеивая каждый случай употребления слова добрый на страницах периодической печати.

Добрый совет. Доброе начало. Добрые итоги. Добрые всходы. Добрые результаты. Доброе впечатление. До­брая инициатива. Добрый успех. Добрая песня. Добрые зерна. Добрая зелень. Добрые сады. Добрые планы. До­брые книги. Доброе искусство. Добрые встречи. Добрая музыка. Добрые обещания. Добрый задаток. Доброе со­перничество. Добрая помощь. Добрые перспективы. До­брые сны. Добрая дорога. Добрые лучи. Добрые сле­ды. Добрые фильмы.

Коллеги добрые!

Пора

Печать избавить

от "добра"!

Задание 69

Объясните значение публицистических штампов. Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых ха-

латах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото; черное золото; голубое зо­лото; зеленое золото; город на Неве; город на Волге; город на Днепре; страна кленового листа; страна восхо­дящего солнца; страна тюльпанов и каналов; страна ты­сячи озер.

Задание 70

Объясните, можно ли данные словосочетания считать ли­тературоведческими штампами.

1. Волнующий образ, волнующий показ, волнующий
гимн, запоминающийся образ, восторженный гимн, на за­
ре своей деятельности, стержневое произведение, страст­
ный поэт-трибун, сложный и противоречивый образ, с ис­
ключительной силой, с исключительной смелостью.

2. С исключительной художественной выразительностью,
проходить красной нитью через все произведение, гнев­
ный протест, человек с большой буквы, показ роли, отра­
зить противоречия (протест, нарастание протеста), яркий
представитель (выразитель), ярко показал (раскрыл, отобра­
зил), пафос обличения (протеста, борьбы).

Задание 71

Прочтите исследование А. Васильева "Кое-что по поводу "серой" литературы". Найдите заштампованные тексты в со­временной художественной литературе.

Давно с интересом слежу за спорами критиков по по­воду "серой" литературы и в порядке гипотезы хочу вы­сказать предположение о возможности использования уже освоенной компьютерной техники для автоматического ана­лиза текстов. Разумеется, высокое искусство машинному анализу неподвластно. Но можно организовать контроль массового потока для четкой идентификации "серой" штам­пованной литературы.

Конкретный пример.

Один известный критик цитировал в "Литературной га­зете" тоже известного писателя:

"Но вот другой персонаж из той же повести... Что заставляет его "в глухую ночь, в лютую стужу, в жуткую метель или в проливной дождь, — тогда, когда хороший хозяин собаку во двор не выгонит из дому", — бродить с ружьем в лесу? Что придает уверенность и властность его голосу, убедительность словам..."





Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков. - student2.ru

Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков. - student2.ru


Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков. - student2.ru

рии. 4. На холоде, у костров люди быстро сходились АРУ с другом, сплачивались перед лицом общей опасности. 5. Лю­ди очень медленно открывают глаза на то, что не царь — освободитель. 6. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах учеников. 7. При голосовании поднялся лес рук.

Задание 75

Найдите канцеляризмы, исправьте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в распи­сании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в шко­лу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Задание 76

Найдите в отрывке из рассказа "Дневная гостиница" И. Иль­фа и Е. Петрова канцеляризмы, определите их стилистиче­скую роль.

Задание, например, следующее:

— Подметайте улицы.

Вместо того чтобы сейчас же выполнить этот приказ, крепкий парень поднимает вокруг него бешеную суету. Он выбрасывает лозунг

— Пора начать борьбу за подметание улиц.
Борьба ведется, но улицы не подметаются.
Следующий лозунг уводит дело еще дальше:

— Включимся в кампанию по организации борьбы за
подметание улиц.

Время идет, крепкий парень не дремлет, и на неподме-тенных улицах вывешиваются новые заповеди:

— Все на выполнение плана по организации кампании
борьбы за подметание.

И, наконец, на последнем этапе первоначальная задача совершенно исчезает и остается только запальчивое, визг­ливое лопотание:

— Позор срывщикам кампании за борьбу по выполне­
нию плана организации кампании борьбы.

Задание 77

Определите, какие слова и словосочетания употребляют­ся в официально-деловом, научном, газетно-публицистиче-ском и разговорном стилях. В каких случаях их употребление приводит к стилистической ошибке?

Задание 79

Составьте списки употребляемых вами речевых клише, вы­ражающих:

— приветствие (утреннее, дневное, вечернее),

— прощание,

— извинение,

— поздравление,

— благодарность.

Укажите ситуации употребления этих клише и их стилисти­ческое различие.

Задание 80

Прочтите отрывок из книги "Универмаг" Штемлера. Пред­ставьте себя в роли покупателя, продавца. Какие речевые клише мы должны употреблять в магазине?

Девушки переговаривались громко, точно, кроме них, никого не было во всем универмаге. Молодой человек с портфелем что-то шептал, растерянно уставив близорукие глаза в квадратики ценников. Наконец он набрался храб­рости и что-то спросил.

— Господи, ну что вы никак не уйдете?! — бросила Тать­
яна. — Под самое закрытие прутся.

— Еще десять минут, — попытался защищаться моло­дой человек. — Я слышал, объявляли.

— Это когда объявляли! Десять минут, как вы здесь толчетесь.

Татьяна повысила голос: — Чего надо-то?

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

-

Вариант 1

1. Теоретический вопрос. Многословие. Виды многословия.

2. Задание.

Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

а) Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева.

б) В этом отделе находятся научные монографии по фи­
зике, математике, юриспруденции.

в) Как только актер появился на сцене, публика уст­
роила ему настоящий бенефис.

г) Членов правительства нельзя будет призывать к уго­
ловной ответственности.

д) Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы
полетели быстренько в трубу.

Вариант 2

1. Теоретический вопрос. Употребление паронимов. Виды паронимов.

2. Задание.

Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

а) В XII веке общая культура народа Руси находилась на
высокой степени развития.

б) На собрании присутствовали все пайщики паевого об­
щества.

в) По-прежнему ненавидят облаченных властью.

г) Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.

д) Он знает очень много интересного и очень понятливо
рас сказывает.

Вариант 3

1. Теоретический вопрос.

Употребление многозначных слов и омонимов. Виды омо­нимов.

2. Задание.

Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

а) Его ностальгия заела или зов бизнеса позвал.

б) Обывателей и страстно интересующихся в салоне де­
филировало предостаточно.

в) Все так же многие плюют на популярность.

г) Стоянка машин около Дома печати состоялась благо­
даря разрешению администрации.

д) К такой мебели подходит только такой натюрморт

Одежды.





Вариант 4

Теоретический вопрос.

Наши рекомендации