Влияние классической музыки на процесс творчества дошкольников в ручном труде 6 страница

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь простые колокольчики «разговаривают» друг с другом о волшебных бусинках, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться - в легком постукивании деревянных палочек можно услышать незатейливую песенку дождя, а в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную цветным бумажным листиком.

Необычные музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для ребенка - символ музыки, а тот кто играет на нем - почти волшебник.

Дети сразу преображаются на таких музыкальных занятиях: распахивают свои сердца, превращаясь в маленьких волшебников, понимающих язык цветов, птиц, дождя, умеющих видеть музыку и «танцевать» стихи. Ради таких минут следует работать музыкальным руководителем, понимая, что это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка.

Литература:

1. Боровик, Т. Пути педагогического творчества/ Т. Боровик. // Музыкальный руководитель.- 2004.-№4. - С. 29.

2. Гераскина, Л.Ожидание чуда / Л.Гераскина.- М., 2007.

3. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Шумовой оркестр для детей./ Т.Э.Тютюнникова. - М.- 2007.

Шеина Ю.Е., Петухова О.А.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По данным ряда исследователей от 15 до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, коммуникативного характера (А.Ф.Ануфриев, В.С.Казанская, Е.В.Коротаева; С.Н.Костромина, О.А.Яшнова и др.). Как отмечает Б.М.Неменский, ценность воспитательного воздействия коллективных форм музыкальной деятельности обусловлена активным взаимодействием детей в коллективе. Расширение возможностей общения позволяет важные навыки поведения: умение вести себя дружелюбно и справедливо, оказывать помощь, проявлять желание выручить товарища.

Взаимоотношения школьников в коллективных формах музыкальной деятельности, где преобладают совместные действия, строятся, по мнению Т.С.Блощициной, с учетом более сложных норм: уметь налаживать контакт с партнером, быть доброжелательным; решать конфликт без ссор, уступая справедливым требованиям товари­щей; проявлять чувство партнерства.

В.Д.Синицкая замечает, что в совместной деятельности дети лучше узнают способности друг друга, оценивают достоинства товарищей, в такой деятельности происходит слияние познавательных и социальных интересов, развития навыков общения.

Однако, в настоящее время недостаточно изучены возможности коллективных форм музыкальной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

- необходимостью работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования;

- потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами коллективных форм музыкальной деятельности, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром.

Опираясь на данные констатирующего эксперимента, показавшие невысокий уровень развития коммуникативных качеств детей 7-8 лет, была разработана программа внеурочной деятельности кружка «Музыкальный коллаж», реализованная с сентября 2010 г. по май 2011 г.

Коллективная деятельность определяется нами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с це­лью достижения высокого уровня активности, коллективной общ­ности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потен­циала и комфортности.

Программа кружка «Музыкальный коллаж» помогла школьникам глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширила пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к народному песенному творчеству.

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имели инсценировки (эскизное исполнение) фольклорных произведений и праздники любителей народной музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.

Погружение ребенка в музыкальное произведение реализовывалось в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен - это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции - возникает общение с публикой посредством музыки.

Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и коллективное творчество.

Виды музыкальной деятельности во внеурочной деятельности кружка «Музыкальный коллаж» были разнообразны. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входили: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети развивали навыки общения в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Коллективная музыкальная деятельность школьников также предполагала придумывание сценической ситуации, мелодий песен, танцевальных движений, элементов костюмов персонажей сказок и т.д. Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, способствовали развитию навыков общения младших школьников.

Осознание ребенком своей позиции равноправного участника и значимости своих действий для вклада в общий итог деятельности группы позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от слаженности в работе всех участников. Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обеспечивается доброжелательным общением педагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обеспечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигалась путем объединения детей общими эмоциональными переживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов.

Нами использовались методы коллективной работы, направленные на повышение уровня коммуникативной активности школьников:

- задания, основанные на сочетании репродуктивной и творческой деятельности (анализ фрагментов и целых музыкальных произведений, досочинить мелодические построения, составление и выполнение творческих задач на занятии, придумывание и разгадывание музыкальных ребусов, сочинение частушек);

- музыкальные викторины, составление и разгадывание музыкальных кроссвордов;

- метод проектов (с публичным анализом);

- исследовательский метод (подбор, поиск и анализ литературных источников для "круглых столов" по заданным проблемам, исследование биографий композиторов).

В нашей работе мы предложили следующие формы организации собственно творческой фольклорной работы, направленной на развитие у детей умений налаживать контакты со сверстниками взрослыми:

1. Создание детских фольклорных коллективов: песенных, танцевальных, инструментальных, театральных.

2. Организация детьми выставок и музеев народного творчества различной направленности («Музей народного костюма», «Музей народных инструментов», «Музей народных праздников» и т.п.).

3. Участие детских фольклорных коллективов в массовых мероприятиях на правах, равных с взрослыми коллективами.

4. Проведение конкурсов самодеятельного художественного творчества.

Итогом совместной работы в первой четверти был урок праздник «Здравствуй осень».

В ходе самого урока - праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали младшие школьники вместе с родителями. Стоит заметить, что стихи известных поэтов и стихи собственного произведения читали дети с высоким уровнем коммуникативной культуры.

Таким образом, с младшими школьниками нами использовались методы коллективной работы, направленные на повышение уровня коммуникативной активности школьников: дети развивали навыки общения в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Шишкина Т.Н.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у него эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Творческое восприятие музыки детьми способствуют их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Проблемой развития творческого воображения занимались выдающиеся педагоги и психологи: Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Рубенштейн С.Л. и др. В качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Оно заключается в самостоятельном создании новых образов.

В работах Ветлугиной Н.А., Радыновой О.П. подробно изучен процесс музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Эмоциональность, переживание художественного образа, чувств и мыслей, побуждаемых музыкой, является основным свойством, сущностью полноценного музыкального восприятия.

Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия классической музыки актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Большие возможности для развития творческого воображения, на наш взгляд, представляет восприятие классической музыки.

Наше исследование посвящено изучению особенностей, возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия классической музыки. В процессе экспериментального исследования нами планировалось решение следующих задач:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития творческого воображения старших дошкольников средствами восприятия классической музыки.

2. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования для отслеживания эффективности использования классической музыки с целью развития творческого воображения старших дошкольников.

3. Подготовить методические рекомендации дли педагогов и родителей.

Мы предполагали, что целенаправленное восприятие детьми старшего дошкольного возраста классической музыки благоприятно способствует развитию их творческого воображения.

Для решения поставленных задач были определены следующие направления работы: работа с педагогическим коллективом ДОУ, работа с группой детей дошкольного возраста и их родителями. Работа со старшими дошкольниками по формированию творческого воображения посредством восприятия классической музыки включала следующие формы: музыкальные занятия совместные с родителями встречи в «Музыкальной гостиной», самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Работа с педагогами ДОУ предполагала создание целенаправленной плановой работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования произведений классической музыки. Для них были организованы лекции и семинары - практикумы, посвященные специфике музыкального восприятия дошкольниками и его влияния на развитие воображения детей, такие как: «Как организовать работу по музыкальному восприятию в группе», «Культура слушания классической музыки», «Использование музыкальных дидактических игр для активизации музыкального восприятия», «Влияние восприятия классической музыки на развитие творческой личности».

Работа с семьями детей старшего дошкольного возраста включала следующие формы работы: консультирование родителей по вопросам «Как слушать музыку», «Значение детских фантазий», «Воспитание творческой личности», открытые дни для родителей с просмотром и проведением «Музыкальных гостиных», посвященных творчеству классиков музыки и приобщению детей к творческому музыкальному восприятию их произведений.

Качественный и количественный анализ проведенного нами экспериментального исследования подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что целенаправленное восприятие детьми старшего дошкольного возраста классической музыки благоприятно способствует развитию их творческого воображения.

Рассмотренные в исследовании вопросы целиком не исчерпывают затронутой нами проблемы. По нашему мнению, дальнейшей разработки требуют, в частности, такие аспекты: интеграция социально-педагогических возможностей семьи для повышения творческого и духовно-нравственного потенциала детей средствами музыкального искусства; преемственность работы ДОУ и школы в музыкально-эстетическом и художественном воспитании детей.

Шишокина И.И.

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопрос создания предметно-развивающей среды дошкольного учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому сегодня педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметно-развивающая среда является одним из определяющих факторов воспитания детей. Правильно организованная, она помогает взрослому обогатить духовный мир ребенка, развивать творческие способности, обеспечить гармоничное развитие, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

В музыкальном развитии дошкольника соответствующая предметно-развивающая музыкальная среда играет немалую роль, поскольку она, с одной стороны служит своеобразным стимулом к развитию музыкальной деятельности детей, является источником получения информации, приобретения необходимого музыкального материала и социального опыта, с другой - является для ребенка наглядно-зрительной опорой, без которой для большинства детей, учитывая массовый характер музыкального воспитания, формирование даже элементарных представлений и понятий о музыке было бы затруднительно.

Содержание музыкальной развивающей среды ориентировано на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закрепляет их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда по своей инициативе поет, водит хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняет несложные пляски. Помимо музыкальных занятий источником для самостоятельного музицирования также служат праздники, развлечения, посещение театра и кино, музыкальные впечатления, которые ребенок получает в семье, просмотр телепередач.

Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников - это создание предметно-развивающей музыкальной среды (музыкальный уголок), где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные па, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.

В музыкальном уголке (в соответствии с возрастом детей) должны находиться:

1. Озвученные игрушки (музыкальный волчок, погремушка, шарманка). Малыши используют их для восприятия ритмических отношений. Рассматривая их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

2. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты (фабричные или самодеятельные). Они стимулируют самостоятельную деятельность: дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

3. Небольшое количество музыкальных инструментов (ударные, ударно-клавишные, электромузыкальные, духовые, струнные) вызывает у ребенка желание научиться на них играть.

4. Настольные музыкально-дидактические пособия и игры. С их помощью дети гораздо быстрее и легче усваивают такие понятия, как высота звука, чувство ритма, длительность, тембр, темп, форма музыкального произведения, так как все эти понятия для дошкольника достаточно абстракты. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.

5. Атрибуты.

6. Костюмы.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять на свой выбор музыкальные дидактические игры, пособия, инструменты. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок. Кроме того, он должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры и заменить ее другой. Поэтому игры, необходимые в работе, находятся в доступном детям месте, остальные же можно убрать в шкаф и менять по мере необходимости.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Использование песни, танца, игры на детских музыкальных инструментах помогает детям лучше воплотить в сюжетно-ролевой игре свои замыслы. Они организуют игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр». В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого в каждой группе имеется магнитофон и аудиоматериал. Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Воспитатель становится соучастником детских игр, организует условия, способствующие развертыванию деятельности по инициативе воспитанников.

Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития дошкольников.

Литература:

1. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез. 2011.

2. Ветлугина, Н.А.. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.

3. Комисарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников./ Л.Н.Комисарова, Э.П.Костина. - М.: Просвещение. 1989.

5. Зорка, Л.К. Оборудование музыкальных уголков. Младший дошкольный возраст // Музыкальный руководитель.- 2010.- № 3.

Ямбаршева Н.М.

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыка - является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных инструментов. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «…у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, фонематическое восприятие лежит в основе процесса обучения грамоте. Для овладения такими базовыми понятиями, как звук, слог, предложение, умений дифференцировать характеристики звука по твёрдости – мягкости, звонкости-глухости, определять наличия преграды воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков, ориентироваться в «линейности» слова, определяя его границы, необходима сформированность надлежащего уровня образного мышления. С целью активизации процесса усвоения такими детьми вышеуказанных умений и навыков необходимо задействовать как можно большее количество анализаторов. На этапе знакомства с фонематической системой языка классики коррекционной педагогики рекомендуют применять графические схемы, фишки для обозначения звуков, слогов для доступного и осознанного усвоения понятий, умений и навыков, необходимых для формирования операций звукового и лексико-синтаксического анализа. Современные дети, нуждающиеся в логопедической помощи, избалованы сенсорными впечатлениями (просмотр мультфильмов, компьютерные игры, и др.), что обязывает педагогов-практиков искать новые формы материализованных опор при подготовке детей к обучению грамоте. Хочу предложить используемые на индивидуальных и подгрупповых занятиях мною упражнения с музыкальными инструментами, формирующие фонематическое восприятие.

Упражнения с использованием металлофона:

Металлофон - инструмент, состоящий из металлических трубок или пластинок, имеющий чётко опознаваемые границы. Его использование даёт возможность быстро и легко познакомить ребёнка с наглядной моделью слова при нахождении местоположения звука в слове.

Где живёт звук?

При предварительной подготовке дети знакомятся с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также с нахождением середины полотна (возможно употребление метки на пластинке).

Цель: определять местоположение звука в слове.

Инструкция: дорожка из пластинок похожа на слово, в котором живут звуки. Звук в слове может жить в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук живёт в конце слова, по какой пластинке ударяют молоточком? Услышав звук в середине слова, найдите середину дорожки. А теперь слушайте слово и показывайте, где живёт звук.

Слово или слог?

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятиями слог, слово, вызывании определенных ассоциаций, связанных со звучанием вышеуказанных звуковых и лексических единиц.

Цель: дифференцировать понятия слог, слово.

Инструкция: при назывании слова проведите молоточком по всей дорожке. Услышав слог, ударьте по одной пластинке. Слово будет звучать долго, а слог коротко. Слово подскажет, о чем или о ком говорится, а слог не подскажет.

Пропой слово по слогам.

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении ребенка с понятием слог, овладении навыка «прохлопывания» слов.

Цели: закреплять понятие слог; развивать умение делить слово на слоги.

Инструкция: разделите слово на слоги, на каждый слог ударяя молоточком.

При обучении детей дифференциации звуков по акустическим признакам звонкости глухости уместно использовать такие шумовые инструменты, как деревянные ложки и колокольчик. Звучание колокольчика соответствует обозначению звонкого согласного, звучание деревянных ложек - глухого согласного.

Звонкий-глухой.

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении с признаками звонких и глухих согласных и способами их определения.

Цель: дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Инструкция: если услышите в начале слова звонкий согласный – позвени колокольчиком, услышите глухой - постучи ложками.

А на следующих упражнениях можно использовать металлофон и погремушки, музыкальный треугольник и маракас, дудочку и барабан.

Посчитаем слово.

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятием предложение. Упражнение направлено на обучение элементарному синтаксическому анализу, количеству слов в предложении.

Инструкция: на каждое слово в предложении ударяй палочкой по треугольнику и посчитайте слова.

Гласный-согласный.

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении с понятиями гласный и согласный звук. Беспрепятственный «полет» гласных ассоциируется с игрой на дудочке (звук льется легко и свободно), звучание согласных - с игрой на барабане (звук встречает препятствие, палочки ударяются о барабан).

Цель: развивать умение определять наличие или отсутствие преграды у воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков.

Инструкция: услышите в начале слова гласный - играйте на дудочке, согласный - на барабане.

Далее дается инструкция о положении в конце слога (слова).

Измерь слово.

Цели: уточнять и закреплять понятие слово; развивать речевое внимание.

Инструкция: для этого упражнения можно использовать металлофон. Услышите длинное слово - « играйте на дудочке» долго, короткое - коротко.

Таким образом, опыт показывает, что применение детских музыкальных инструментов на индивидуальных и подгрупповых занятиях в детском саду благоприятно влияет на развитие фонематического восприятия. Нормальное возрастное развитие слухового восприятия ребенка - жизненная биоэнергетическая основа общего речевого развития, укрепления физического, психического, духовного, душевного здоровья, успешной социальной адаптации и свободного усвоения законов языка.

Литература:

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории. - СПб., 2001.

2. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - М., 1997.

3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999.

РАЗДЕЛ 7

Наши рекомендации