Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология
Педагогическая психология
Предмет и задачи педагогической психологии
Педагогическая психология – это наука, изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что происходит с личностью человека, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания.
Объект изучения педагогической психологии – образовательный процесс.
Предмет педагогической психологии – взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Задачи педагогической психологии
Теоретические задачи:
1. раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания
2. дать психологический анализ закономерностей и механизмов развивающего обучения
3. выявить психологические механизмы воспитательных и обучающих технологий
4. разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества
Практические задачи:
1. помочь педагогу построить обучение и воспитание на психологической основе
2. способствовать созданию благоприятного, творчески развивающего климата в школе
3. научить использовать индивидуальный и дифференцированный подход, применяя активные методы обучения
4. помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности
Структура педагогической психологии
I. Психология обучения.Исследует специфику учебной деятельности, особенности учебной мотивации, особенности формирования познавательных процессов
II. Психология воспитания. Изучает закономерности целенаправленного формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние социального окружения на развитие личности
III. Психология учителя. Исследует специфику профессиональной деятельности педагога, возможности профессионального и личностного роста, взаимоотношения внутри педагогического коллектива
Раздел: «Психология педагогической деятельности»
Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Таким образом, это деятельность, осуществляемая педагогом, и направлена она на психику другого человека – ребенка.
- Каковы задачи педагога?
Педагог в своей деятельности:
· Обеспечивает знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам, принятым в обществе
· Формирует качества личности, необходимые для активной жизнедеятельности в обществе
Структура педагогической деятельности
I. Конструктивный компонент: конструирование урока, подбор учебного материала и его переработка для изложения детям
II. Организаторский компонент: организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей, постоянная актуализация их познавательной сферы
III. Коммуникативный компонент: установление и поддержание отношений с детьми, родителями, администрацией, коллегами
- Отчего будет зависеть качество педагогической деятельности?
На уровень и качество педагогической деятельности влияет степень сформированности у педагога профессионального сознания. В первую очередь это мотивация (то, ради чего совершается деятельность).